Машаров Анатолий (род. 1934)
Григорий Сковорода
2009
Размер - 80 x 44 x 38
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - СКС-3310
Приобретено у автора. 2010
Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) – выдающийся украинский религиозный философ, поэт, баснописец, педагог, внесший значительный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии, рассматривающей проблему природы человека и его назначения. Бог, в соответствии с философией Сковороды, существует как «внутреннее начало» вещей, «самодвижущаяся причина», закономерность всего сущего. Учение Сковороды убеждает, что возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление к познанию отождествляется со стремлением к Богу без посредников, потому что Бог – сама природа, а человек, ее творение, познавая Бога – познает самого себя.
Анатолий Михайлович Машаров – московский скульптор, классик отечественной скульптуры второй половины ХХ века. Принадлежит к поколению художников, чьи творческие пути определялись временем и осознанием себя частью этого времени.
Машаров – скульптор, исследующий внутренний мир и загадки природы посредством пристального внимания к форме. Он экспериментатор, и дух его поисков всегда интересен. Творчество А. Машарова контрастно, динамично, креативно. Он работает в станковой и монументальной скульптуре, в бронзе, камне и дереве. Обращаясь к разным жанрам монументальной и станковой скульптуры, художник смело берется за решение новых творческих задач, используя нетривиальные пластические приемы. В коллекции галереи имеются четыре произведения мастера.
Портрет философа Григория Сковороды убедителен сдержанной и лаконичной манерой исполнения. Странствующий философ изображен в католической сутане, опирающимся на посох и неспешно ведущим беседу. Переплетение монументальных и станковых задач с внушительной простотой и величием образа говорит об авторе как о представителе мастеров, приверженных традиционным ценностям пластического искусства.