Артемий Обер – русский скульптор-анималист середины XIX – начала ХХ века. В 1860–1870-х годах он обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Значительное время Обер посвятил занятиям в рисовальной школе в Париже у скульптора-анималиста А.-Л. Бари, а также изучению памятников классического искусства. Он создавал жанровые композиции, работая преимущественно в малых формах.
В 1898 году за творческие успехи А.Л. Обер был удостоен звания академика. В 1900-м на Всемирной выставке в Париже он был награжден серебряной медалью по отделу скульптуры. Ранее, в 1872 году, скульптор получил большую поощрительную медаль за несколько анималистических работ.
В начале ХХ века Обер стал создавать произведения декоративно-прикладного искусства. Он выполнял модели для керамических произведений – майолик, блюд и ваз – специально для Императорского фарфорового завода. Кроме того, скульптор создал несколько монументальных памятников и принимал активное участие в сооружении и оформлении многих проектов подобного типа.
Это произведение наглядно демонстрирует непревзойденный талант Обера-анималиста. Умение свободно обращаться со скульптурным материалом и создавать яркие пластические образы заметно выделяет его среди многих мастеров своей эпохи.
Скульптура представляет собой группу из двух фигур животных в активном взаимодействии. Эта жанровая композиция отличается, с одной стороны, динамичностью и оживленностью, а с другой – гармоничной скомпонованностью всех частей. Пристальное внимание мастера к природе позволяет ему не только натурально изобразить животных, но и передать их эмоции.
Борзая изображена живо и реалистично в момент захвата добычи. Все тело собаки исполнено силы. Внешне кажущаяся статичной, борзая с напряжением застыла в ожидании следующей команды. Контрастной по отношению к ней выглядит пойманная на бегу лисица, прижатая к земле. Ее задние лапы и хвост словно парят в воздухе, выходя за границы постамента, а пасть широко раскрыта. Такое расположение фигур придает строю скульптурной группы динамичность.
Произведение поступило в собрание в 1955 году по заказу Третьяковской галереи из бронзолитейных мастерских. Оригинал работы выполнен автором в воске в 1879 году и также хранится в коллекции музея.
Оригинал работы выполнен автором в воске в 1879 году и также хранится в коллекции музея.