Петровичев Петр (1874-1947)
Ледоход на Волге
1912
Размер - 63 x 143
Материал - картон на холсте
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.4066
Приобретено у автора Советом галереи. 1917
Пётр Петровичев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1903) у Абрама Архипова, Николая Касаткина, Исаака Левитана и Аполлинария Васнецова. С 1904 года он постоянно участвовал в выставках объединения «Союз русских художников», став в 1910 году активным членом общества. Как многие представители Союза, Петровичев предпочитал работать в жанре пейзажа, используя импрессионистическую технику наряду с приемами декоративизма. Его творческой манере свойственны густое корпусное письмо, многослойная живопись, коричневато-зеленая и серовато-сине-лиловая палитра, стремление к обобщениям живописных форм и особое внимание к силуэту. Художественный критик Сергей Глаголь в статье, опубликованной в газете «Утро России» в октябре 1917 года, по поводу открывшейся персональной выставки Петровичева замечал, что искания художника протекали в двух направлениях. Стремясь к живописной выразительности, он варьировал методику приемов написания от «мазка с гладкой поверхностью и вписанными один в другой мазками, к грубой живописи шпахтелем, доходящей порою до того, что картина кажется не написанной красками, а выложенною из мозаики разноцветных морских камешков».
В 1912 году Петровичев путешествовал по старинным русским городам. Начало весны он застал в Костроме, где была написана картина «Ипатьевский монастырь» (1912, Рязанский областной художественный музей) и этот замечательный пейзаж, в котором многообразные формы городской архитектуры, в частности тот же Ипатьевский монастырь, но изображенный на большом расстоянии, органично вписаны в пейзаж. В этом произведении художника привлекла не столько сама архитектура, сколько возможность создания на полотне впечатления праздничного ликования весенней природы. Несмотря на то что река зажата двумя берегами и ей словно тесно в этом пространстве, слияние на горизонте ее открывшихся от зимнего сна синих вод с таким же по цвету небом производит впечатление величия и красоты. Торжество разбушевавшейся стихии, стремительное движение белых глыб льда еще усиливают застывшие на берегу узкие серые лодочки. Выбранный живописцем горизонтальный формат холста дополнительно подчеркивает мощь образа реки.