Прометей
Патрон шедевра
Гордеев Федор (1744-1810)
Прометей
1769. Отлив 1956
Размер - 56 x 84 x 60
Материал - бронза
Инвентарный номер - СК-88
Поступило из бронзолитейных мастерских, Москва. 1957
Фёдор Гордеевич Гордеев – талантливый скульптор XVIII века, представитель русского классицизма. Он автор рельефов, оформляющих фасады зданий в Санкт-Петербурге – Академия художеств, Старый Эрмитаж, Казанский собор – и в Москве – Останкинский дворец Н.П. Шереметева. Гордеев выполнил рельефы на постаменте памятника А.В. Суворову работы М.И. Козловского и принял участие в его установке. В 1776 году был удостоен звания академика и вскоре стал первым русским преподавателем скульптурного класса, возглавив его в Академии художеств после отъезда Н.-Ф. Жилле. С 1795 года назначен ректором.
Скульптуру «Прометей» Гордеев исполнил во время пенсионерской поездки за границу (1767–1772), которой был удостоен в связи с окончанием Академии художеств с золотой медалью. По возвращении в Россию в 1773 году за эту композицию он был признан «назначенным» в академики.
Гордеев обратился к древнегреческой мифологии, выбрав тему поверженного Прометея и его наказания Зевсом за то, что он украл огонь с Олимпа и передал его людям. Громовержец распорядился приковать Прометея к скале на Черноморском побережье и повелел орлу ежедневно прилетать и клевать его печень. Орел исправно выполнял приказ, но печень у бессмертного титана каждую ночь вырастала заново. Скульптор изобразил прикованного Прометея, который много тысячелетий терпит непрекращающиеся мучения.
Гордеев, знакомый с творчеством предшествующих мастеров, по-новому использовал пластический язык для передачи невероятных страданий титана. Композиция с ярко выраженной диагональю в изображении фигуры Прометея строится динамично, на контрастах напряженных подвижных форм. Разворот фигуры, движение рук и ног подчеркивают мускулатуру титана. Гордеев умело нашел для этого сюжета новое пластическое звучание темы. Чаще всего художники изображали титана вертикально – прикованным тяжелыми цепями к скале. В своей композиции мастер предпочел показать защитника людей неподвижно лежащим на скале с распростертыми руками, удерживаемым невидимыми цепями.
В последующие годы с авторского экземпляра композиции «Прометей» были отлиты повторы в разных материалах. Произведение, выполненное в гипсе, было передано в Третьяковскую галерею из Русского музея в 1927 году. Желание сохранить работу в долговечном материале поставило дирекцию музея перед необходимостью заказать отлив в бронзе, который выполнил скульптор В.В. Лукьянов в 1956 году. В собрании музея хранятся оба экземпляра работы «Прометей» – в гипсе и бронзе.