Сапожников Сергей (1984)
Без названия. Из серии «The Drama Machine»
2013
Размер - 60 x 90
Материал - фотобумага
Техника - черно-белая ручная печать
Инвентарный номер - НТ ГФ-1694
Дар автора. 2018
Значение экспериментов молодого российского художника Сергея Сапожникова в современном искусстве состоит в создании нового гибридного вида искусства, соединяющего перформанс, инсталляцию и фотографию, которая выполняет роль совершенного инструмента, не просто фиксирующего результат, но и придающего ему новые качества. Не случайно Сапожников использует при изготовлении своих работ редкую в настоящее время технику ручной печати и ограничивает их тираж всего тремя экземплярами.
В 2018 году в собрание Третьяковской галереи обществом «Арт-Финанс» были переданы в дар две фотографии Сергея Сапожникова из серии «Тhe Drama Machine». Поступление этих работ отметило важный поворот в практике музея, который очень избирательно относится к давно уже причисленной к видам изобразительного искусства фотографии, отдавая предпочтение уникальным техникам создания произведения. Вскоре сам художник подарил Третьяковской галерее еще несколько черно-белых работ из той же серии, дополнив «картину» необычного повествования о драматической судьбе одного из выдающихся памятников архитектуры, в трансформациях которого отразилась история страны.
Проект «Тhe Drama Machine» посвящен Драматическому театру имени Горького, построенному в 1935 году в Ростове-на-Дону знаменитыми архитекторами Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом. Здание в форме трактора вошло в историю архитектуры как выдающийся памятник, соединивший принципы конструктивизма с элементами неоклассики и барокко. Взорванный нацистами во время войны, театр был восстановлен в 1963 году. В процессе реконструкции здание претерпело ряд изменений. Сергей Сапожников создает проект, осмысляющий идею, формы, символику, пространственные и смысловые характеристики, а также судьбу сооружения, трансформации которого связаны для автора с историей авангарда и процессами, происходящими в современном искусстве. Художник то выстраивает инсталляции на фоне старого трактора, корпус которого «декорируют» ткани, ящики, деревянные конструкции, то сооружает самодельное подобие сельхозмашины, дополняя ее остов «живыми скульптурами».
Фотографии Сергея Сапожникова представляют сложные пространственные композиции, в основе которых может быть как природный ландшафт, так и специально созданные инсталляции, с которыми взаимодействуют люди. Камера фиксирует действия перформеров, которые становятся частью эклектичного организма, подчас балансирующего между реальностью и абстракцией. За кажущейся случайностью, «испорченностью» кадра скрывается тщательно продуманная структура, а напряженность, неустойчивость композиций отсылает к динамике барочных картин. В творчестве Сергея Сапожникова как будто отразилась современность, «данная нам в ощущении», главной составляющей которой является непрерывная и неконтролируемая подвижность реальности.