Беклемишев Владимир (1861-1919(1920))
Деревенская любовь
1896
Размер - 48,5 x 65 x 58
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.4032
Поступило в дар от П.М. Третьякова. 1896
Стремление автора во всей полноте передать психологическую выразительность, широту гаммы человеческих переживаний лежит в основе творчества В.А. Беклемишева. Скульптура исполнена в традициях позднего передвижничества, в спокойном повествовательном и бытописательском духе. Свободно, без использования шаблонов выстроена композиция. Взяв за основу лирический сюжет, Беклемишев употребил главные усилия на отображение чувств молодой крестьянской пары. Представлена сцена объяснения в любви. Девушка сидит на снопе и сосредоточенно рассматривает серп, который держит в руках. Это занятие должно скрыть ее смущение, вызванное любовным признанием парня. Он сидит на земле и, заглядывая снизу в лицо девушки, старается поймать ее взгляд и прочесть в нем ответ. Многочисленные детали не мешают восприятию главного – искренности и непосредственности чувств героев. Произведение окрашено тонким психологизмом. Это одна из лучших работ передвижнического направления в пластике.
Беклемишев в своем творчестве не был последовательным выразителем крестьянской темы. Сюжеты его произведений весьма далеки от народничества. Вещь сюжетно и психологически перекликается с известным живописным полотном из собрания Сергея Михайловича Третьякова, картиной «Деревенская любовь» (1882) французского художника Жюля Бастьен-Лепажа (1848–1884). Полотно произвело большое впечатление на парижан – современников живописца, и Третьякову пришлось бороться за его покупку на посмертной выставке Бастьен-Лепажа. Когда покупка состоялась, картину привезли в Москву и показали москвичам, она была высоко оценена художниками В.А. Серовым, М.В. Нестеровым, писателем Л.Н. Толстым. Вероятно, тогда ее мог увидеть и Беклемишев. Скульптура Беклемишева была показана в 1896 году на выставке в Императорской Академии художеств. Стасов отметил «прекрасный, полный сердечности и чувства любовный дуэт молодого крестьянского парня и молодой крестьянской девушки».