Губарёв Алексей (1931-1982)
Любовь умерла
1972
Размер - 86 x 56,6
Материал - оргалит
Техника - темпера, масло, смешанная техника
Инвентарный номер - ЖС-6886
Поступило от А.А .Губарёва. 2009
Алексей Губарёв как живописец не известен широкой публике – он был монументалистом и принимал участие в составе больших групп художников в оформлении ряда крупных архитектурных объектов. В том числе в начале 1960-х годов он работал над фасадами и интерьерами Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве. Его индивидуальному творчеству было характерно разнообразие стилистических поисков – от реалистической живописи до произведений, близких по своим формальным решениям работам художников андеграунда. Станковые живописные произведения мастера экспериментальны по форме, материалам и художественным приемам. В основе его творчества лежит лаконичность формы и цвета и внутренняя энергия, характерная для монументального искусства.
Картина «Любовь умерла» неожиданна с точки зрения прямого раскрытия содержания. Здесь любовь умерла в прямом смысле этого слова – мы видим бывших возлюбленных, лежащих обнаженными в белом гробу. Сам гроб расположен в черном пространстве условной комнаты или зала прощания с покойными. Оно имеет резкую перспективу, в дальних его углах с трудом угадываются скорбящие фигурки. В узкое окно виднеется некий условный пейзаж, который можно раскрыть по-разному – и как символ когда-то реальной жизни героев, и как пространство, необходимое художнику для большей перспективы. Так рождается поэтический изобразительный текст, лаконичный и монументальный по форме, несмотря на небольшой размер холста. Сочетание белого и черного в определенных пропорциях, резкая перспектива, ощущение того, что гроб с телами как бы парит и устремляется вдаль, прочь из когда-то счастливой жизни – все создает ощущение безысходности.
Наследие художника не слишком обширно, но интересно неожиданными пластическими решениями. Оно достойно заняло место в музейном собрании.