Кулаков Михаил (род. 1933)
Путешествие в Казахстан (Эмбрионы)
1960
Размер - 185,5 x 119,5
Материал - оргалит
Техника - нитроэмаль, смешанная техника
Инвентарный номер - ЖС-6891
Поступило от В.В. Гаврилюка. 2009
На рубеже 1950–1960-х годов Михаил Кулаков был одним из первых художников-нонконформистов, кто обратился к абстракции и активно показывал ее на квартирных выставках. В эпоху «оттепели» она стала своеобразным символом свободы в искусстве. В отличие от многих, кто обращался к традиции Казимира Малевича, Кулакова привлек тип абстрактного экспрессионизма.
В одной из ранних своих картин «Путешествие в Казахстан. (Эмбрионы)» Кулаков вырабатывает собственный индивидуальный художественный прием – его манера пастозна, свободна с точки зрения формы и цвета. Художник использует многослойную живопись в необычном для того времени материале нитроэмали. Он применяет разбрызгивание как технический прием – благодаря этому картина становится сродни живописной импровизации, выражающей сиюминутное эмоциональное состояние самого мастера. Такая живопись пятнами краски, дриппинг, развивалась в послевоенном европейском и американском искусстве. С этой техникой советские художники познакомились на выставке «Америка», которая прошла в парке Сокольники в 1959 году. На ней были показаны работы Ханса Хофмана и Джексона Поллока. В эпоху «оттепели» дриппинг появляется и в отечественном искусстве.
Название картины отсылает к идее зарождения искусства в среднеазиатской культуре. Размышления о начальном этапе в развитии цивилизации, ее эмбриональной стадии развития несут в себе мысль о ее продолжении в будущем в неведомых еще формах.
Во второй половине ХХ века творчество художника, прожившего многие десятилетия в Италии, стало своеобразным мостом между русской и мировой культурой в области экспрессионистической абстракции.