Арт-мир. Настольная игра
2015
Материал - акрил, дсп, картон, металл, полимерная глина, резина, фанера
Техника - выжигание, лак, эмаль, полиграфическая печать
Инвентарный номер - НТ О-711/1-78
Дар В.А. Смирнова. 2020
«Арт-ворлд – неожиданная, вдохновляющая, привлекательная и очень элементарная игра, которой вы можете насладиться в культурном обществе, в среде интеллигенции и на светском рауте» – так аннотируют настольную игру «Арт-мир» ее создатели, художники группировки ЗИП.
Настольная игра «Арт-мир» создана в рамках проекта «В пути» (2015), задача которого была обозначена авторами как исследование художественной среды. Объединяющей идеей проекта, как и большинства работ группировки ЗИП, стало позиционирование художественного проекта как социального: участники группы выводят творческий процесс из пространства мастерской или культурной институции в пространство общественное и меняют традиционную «монологическую» структуру отношений «художник – зритель», приглашая последнего к соучастию.
В 2015 году художники совершили турне на ЗИП-мобиле (украшенный работами группы микроавтобус «фольксваген») из Армавира в Москву с остановками в нескольких городах, где минивэн превращался в образовательное и выставочное пространство – место встречи участников группы со зрителями и представителями местного арт-сообщества.
В качестве основы для «Арт-мира» художники использовали популярную игру «Dixit», построенную по принципу случайных ассоциаций. Игровой реквизит состоит из 12 фишек и 65 карт с изображением хрестоматийных произведений модернизма и современного искусства, перерисованных самими художниками. Игровое поля выполнено в технике выжигания и росписи по дереву в эстетике любительского творчества.
Пользуясь набором карточек, каждый участник игры становится «искусствоведом», выстраивающим собственную экспозицию на основе ассоциаций, вызванных загаданным словом. Участники, верно угадавшие изображения, передвигаются по маршруту – вехам жизненного пути художника. Так, после первой остановки – выпуск из учебного заведения – начинающий художник отправляется на пленэр в горы. Далее на пути его поджидает ряд испытаний, расширяющих жизненный опыт. Он начинает выставляться, получает премию в области современного искусства и отправляется на фестиваль, но гибнет в авиакатастрофе. После смерти ценность его работ возрастает, и они попадают в коллекцию музея.
Участники группировки ЗИП, сами преодолев многие из описанных ступеней «художественного взросления», предлагают зрителю пародийную критическую модель современного художественного процесса, вписываемого в рамки расхожих стереотипов. Художники приводят игрока к абсурдному финалу, демонстрирующему шаблонно-мифологическую развязку истории, обещавшей светлое социально-эстетическое Завтра.