Без названия
2010
Размер - 85 x 68 x 50
Материал - замша, искусственный мех, металл, ткань
Техника - реди-мейд
Инвентарный номер - НТ О-685/1-2
Дар автора. 2018
Хаим Сокол – один из ведущих авторов поколения, которое заявило о себе на художественной сцене Москвы в 2000-е годы. Уже первые работы, представленные художником на групповых и персональных выставках, продемонстрировали особую интонацию его творчества, в котором интеллектуальный бэкграунд соединяется с поэтической меланхолией. В центре большинства произведений Хаима Сокола – тема памяти, коллективной и личной. Знаки памяти сталкиваются и переплетаются в его картинах, инсталляциях и объектах, в переписанных через копирку письмах и перерисованных архивных фотографиях, в реди-мейдах и текстах. Материалами для этих работ могут служить ржавые листы железа и хозяйственное мыло, старые доски и холщовые тряпки, обувь и одежда, пергамент и шелк. «Обыденный предмет, один или в сочетании с другими, – пишет Хаим Сокол, – обретает совершенно иные свойства и значения исключительно силой воображения художника, а вслед за ним и зрителя. Реди мейд – искусство переозначения, переименования, а что это, если не поэзия».
Предъявленная в качестве художественного произведения детская шубка с почтовым ящиком «за плечами» вызывает яркие ассоциации у зрителей, напоминая не только о детстве в СССР, но и о зиме, одиночестве, об утраченных письмах, об особенном чувстве времени.
Автор не только пронзительных инсталляций, но и глубоких эссе, Хаим Сокол так описал свою работу: «У всех поколений советских детей от 50-х до 90-х годов были такие шубы. Представьте себя – темное зимнее утро, желтые уличные фонари и миллионы сонных детей идут в школу. За плечами – рюкзаки, большие и тяжелые. Каждый человек несет свои воспоминания на своих плечах. Как старые письма из прошлого. И чем больше у нас воспоминаний, тем тяжелее рюкзак. Эта шуба – ангел забвения. Мы не забываем вещи; мы отправляем их в прошлое. Из нашей жизни исчезло ожидание. Оказалось, что пауза между двумя событиями была сама по себе важнейшим событием в жизни. Она была и по-прежнему необходима, как пробел между словами, разбивающий сплошной текст на смысловые отрезки. Но главнее в ожидании все-таки не разграничительная функция, а соединительная. Ожидание – временной тоннель, по которому мы движемся из прошлого в будущее. Это утроба, в которой вынашиваются наши желания».