Этот натюрморт демонстрирует важный этап живописных поисков Алексея Каменского – известного представителя советского нонконформизма, участника многих андеграундных выставок 1950–1970-х годов. Сын поэта-футуриста Василия Каменского и оперной певицы, педагога Августы Касторской начал свой творческий путь с поступления в 1939 году в только что открывшуюся Московскую художественную школу. В период Великой Отечественной войны вместе с другими учащимися школы он находился в эвакуации в Башкирии в знаменитом селе Воскресенское, а в 1945 году стал студентом Московского художественного института. Время ученичества Алексея Каменского проходило рядом с будущими мэтрами советского искусства, такими как Гелий Коржев, Виктор Иванов, Пётр Оссовский, другими мастерами, которые в конце 1950-х – начале 1960-х годов осваивали новые пластические принципы, ставшие основой направления, позднее получившего название «суровый стиль». Однако живописные эксперименты самого Каменского шли в совершенно другом направлении. Как и многие молодые художники в период хрущевской «оттепели», он с увлечением изучал западное искусство Нового времени, в частности ставшие вновь доступными широкому зрителю коллекции И.А. Морозова и С.И. Щукина.
Изображенный Каменским чайный стол – своеобразная квинтэссенция приемов авангардного искусства. Художник использует элементы обратной перспективы. Расположенные на столешнице предметы написаны с разных точек зрения, их максимально упрощенная форма сводится к графичному темному абрису. Структура живописной поверхности пастозна, состоит из дробных плоскостей разбеленных голубого, сиреневого, зеленого, розового. Их тонкие сочетания выдают мастерство талантливого колориста. Ярким акцентом, держащим композицию, становятся ярко-красные чашка с блюдцем. В натюрморте прослеживается кардинальная перестройка образного и живописного мышления Алексея Каменского, произошедшая в конце 1950-х годов.
Этот этап продлился относительно недолго. Уже в самом начале 1960-х в мастерской художника начали появляться полотна, зачастую полностью исключающие понятие предметности. Их внутренним содержанием, выраженным в конкретных, «материальных», названиях произведений, стали впечатление и рефлексия, а главным пластическим средством – цвет. Именно абстрактные композиции определили зрелое творчество Алексея Каменского.