Надпись по сторонам от фигуры святителя, именующая его «Никола Великорецкий», указывает на почитавшийся под этим названием чудотворный образ, обретенный, по преданию, неким Семёном Агалаковым на берегу реки Великой, притоке Вятки, в конце XIV века. Это было небольшое поясное изображение святителя Николая; некоторое время спустя оно получило раму с восьмью житийными сценами. В связи с этим большинство икон святителя Николая, относящихся к изводу «Никола Великорецкий», имеют клейма на полях. На иконе из собрания Третьяковской галереи они отсутствуют, и лишь надпись позволяет понять, что это список с вятской святыни. Общерусскую известность она получила после пожара 1554 года, когда по приказу царя Ивана Грозного ее приносили в Москву для поновления и устройства оклада. Путь иконы в стольный град и обратно проходил через многие города на Каме, Волге и Оке, в частности через Казань, Нижний Новгород, Коломну, а также Великий Устюг и Вологду. В этих северных землях, должно быть, и был написан образ, хранящийся в собрании Третьяковской галереи. Примечательная его особенность – орнамент на фоне, выполненный в технике резьбы по левкасу.