Басыров Гариф (1944-2004)
Лист №7. Из серии «Миниатюры. Архаика»
1989
Размер - 10,4 x 13,1
Материал - бумага серая
Техника - цветной карандаш
Инвентарный номер - РС-15725
Дар И.О. Литвин, Москва. 2005
Гариф Басыров в основном работал в графических техниках. В неизданном буклете к выставке рисунков из серии «Миниатюры» он писал: «Предпочитаю карандаш и бумагу холсту, маслу и большим размерам. Вспоминаю, в какую тоску меня вогнали огромные жуткие полотна Рубенса в нескольких залах Лувра. А ведь его рисунок камеристки стоит всех километров этой живописи. Хороший рисунок и бумага всегда честней и лучше, чем важная, амбициозная картина».
Судя по заявке-конспекту для выставки на тему времени, задуманной в начале 2000-х, Басыров предполагал показать «листы из серии “Миниатюры. Архаика”, представляющие современных людей, но ассоциирующихся c мелкой пластикой Др. Египта».
Изображение мужчин в современных костюмах (в официальной одежде советских функционеров или простых граждан, нарядившихся по торжественному случаю), в позах, бесконечно повторяющихся в древнеегипетской скульптуре, давало сильный и неожиданный художественный эффект. Знакомые формулы представления фараона, жреца, писца с их строго регламентированными позами и жестами были перенесены на современную почву. Воспоминания об искусстве Древнего мира и другой комплекс ассоциаций, связанных с жизнью человека позднесоветского времени, входили в особый резонанс. Между двумя обществами и повседневной жизнью людей обнаруживалось сходство – регламентированность происходящего, служение высшей идее, повторяемость посвященных ей ритуалов, тема власти – персонализация этой идеи в отдельных людях, приобретших особый статус, тема времени и его закольцованности (сам художник видел ее в работах из серии «Миниатюры. Архаика»). Все это выводило разговор о современнике на новый уровень обобщений, а свободная ассоциативность позволяла увидеть проблему в далекой исторической перспективе и провести неожиданные и убедительные параллели. Тот же метод анализа советского материала применяет современный художник Гриша Брускин.
Гариф Басыров предпочитал работать сериями. Как выпускник ВГИКа, он имел склонность разворачивать тему во времени и пространстве. Пронумерованные автором листы из серии «Миниатюры. Архаика» принадлежат к крупному (около 800 работ) комплексу миниатюр. Их созданием Басыров занимался с 1980 по 1991 год. В течение десятилетия он выполнил заново или повторил в ином формате сюжеты из разных серий – «Обитаемые пейзажи», «Люди с грузом», «Спящие», «Космос» и другие. По свидетельству автора, он вдохновлялся маленькими рисунками Дмитрия Митрохина и Михаила Соколова.
Произведения из серии «Архаика» Басыров продолжал создавать до конца 1990-х годов. Принадлежащие к ней миниатюры были выполнены художником в начале работы над темой. В Третьяковской галерее хранится восемь из них (листы № 1–4, 7–10). В собрании семьи художника находится еще один лист с изображением древнегреческого куроса в миниатюре.
В том же 1989 году все представленные в собрании Третьяковской галереи композиции из этой серии Басыров исполнил в технике цветного офорта, в отдельных случаях изменив их нумерацию. Эти гравюры сейчас входят в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и Ярославского художественного музея. Они стали последним обращением автора к печатной графике.