Юнге Екатерина (1843-1913)
Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве
1892
Размер - 37,5 x 59
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1633
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1893
Екатерина Фёдоровна Юнге, урожденная Толстая, – младшая дочь живописца и скульптора, вице-президента Императорской Академии художеств Фёдора Толстого, троюродная сестра писателя Льва Толстого. В собрании Третьяковской галереи находится портрет Екатерины в детском возрасте (Пётр Шамшин. «Портрет Екатерины Фёдоровны Толстой», 1845).
Екатерина Толстая больше известна под фамилией своего супруга, врача-офтальмолога академика Эдуарда Юнге, основателя крымского Коктебеля – дачного поселка на территории своего имения рядом с одноименной деревней. В 1870-е годы Юнге брала уроки живописи у мастеров пейзажного жанра Арсения Мещерского и Михаила Клодта, писала с натуры этюды в окрестностях Выборга под Санкт-Петербургом. В 1878 году за исполненную на их основе картину «Жатва» Юнге была награждена малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. Художница совершенствовала свое искусство в Дюссельдорфе, где занималась под руководством видных представителей дюссельдорфской школы пейзажиста Освальда Ахенбаха и жанриста Беньямина Вотье. Юнге активно участвовала в распространении в России женского образования, вела разнообразную общественную деятельность, создавала литературные произведения. В 1885 году она удостоилась звания почетного вольного общника Академии художеств за картину «Заброшенный парк», с 1887 года преподавала в Строгановском училище.
Художница работала в технике масла, акварели и энкаустики, писала и рисовала ландшафты, натюрморты, интерьеры. Картина «Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве» – один из немногих сохранившихся образцов ее пейзажного творчества. Парковый мотив рождает элегическое настроение, присущее светлому и тихому осеннему дню. В конце XIX – начале XX века подобный природный образ нередко был связан с изображениями старинных парков в барских и дворцовых усадьбах – своего рода символах уходящей эпохи. Эффект воздушности и светоносности пейзажа возникает благодаря почти акварельной чистоте и одновременно яркости и насыщенности красок. Соединение гладкой и рельефной пастозной манеры письма, разнообразие движений кисти придают живописной фактуре декоративную изысканность, предвосхищающую стилистику искусства модерна.
Одноименный этюд к картине находится в Музее-заповеднике В.Д. Поленова.