Татевосян Егише (1870-1936)
Христос у Пилата
1894
Размер - 168 x 173
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22452
Поступило из Костромы. 1934
Панно Егише Татевосяна создавалось для церкви-трапезной Кологривенского женского сельскохозяйственного училища, построенного в числе пяти других технических училищ по завещанию и на средства Фёдора Васильевича Чижова (1811–1877), предпринимателя, коммерсанта, литератора, друга Н.В. Гоголя и художника А.А. Иванова, на его родине в Костромской губернии. К осуществлению этого интересного проекта был привлечен художник Василий Поленов. Об особенностях предстоящей работы сообщала Елена Поленова в письме к Елизавете Григорьевне Мамонтовой: «Вместо того, чтобы строить церковь отдельно, они хотят построить большое здание, это будет столовая, а оканчиваться она будет алтарем и всеми церковными атрибутами. В будничные дни церковь будет закрываться щитами, и это будет столовая, а во время службы щиты будут снимать и получится очень поместительная церковь. По стенам залы они придумали сделать большие панно и расписать их евангельскими сюжетами по эскизам Александра Андреевича Иванова <...> Эту стенную живопись будут исполнять ученики Василия Дмитриевича под его руководством». Одному из них, Егише Татевосяну, педагог предложит выполнить два полотна на евангельские сюжеты: «Христос и самарянка» (1894, местонахождение неизвестно) и «Христос перед Пилатом». По условиям договора, художники, взявшие на себя исполнение этого заказа, должны были предварительно сделать небольшой эскиз. Такая подготовительная работа под названием «Пилат умывает руки» (1893) сохранилась и находится в экспозиции Государственного музея-заповедника В.Д. Поленова.
Татевосян, следуя замыслу автора библейских эскизов, умело повторил композицию, с той лишь разницей, что тщательно прорисовал каждую фигуру из толпы, приведшей Христа на суд к Пилату, а также детали архитектуры и одежды. В отличие от Иванова в колорит он привнес яркие краски, что придает произведению декоративное звучание.