Вечтомов Николай (1923-2007)
Дорога
1983
Размер - 143 x 220
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6610
Приобретено у автора. 2006
«Дорога» Николая Вечтомова – яркий образец самобытного стиля художника, всегда узнаваемого по характерному черно-красному колориту, условному «космическому» пространству и сочетанию обобщенно реальных форм с геометрическими. При этом картины Вечтомова с их личностным началом были связаны с его непростой биографией. Москвич, окончивший школу в июне 1941 года, он уже в августе был призван в армию и направлен в танковое училище. Командиром танка с боями прошел путь от Сталинграда до Донбасса, попал в плен, бежал из лагеря военнопленных и присоединился к чешским партизанам. Сравнивая увиденное на войне с полотнами сюрреалистов, Н. Вечтомов говорил: «Сталинград врезался в мою память на всю жизнь четко, как в кинокадрах». Характерный мотив следов разрушений и пронзительные цветовые контрасты в его живописи – в том числе и из фронтового опыта.
«Дорога» – работа, которую художник определял как одну из важнейших, программных в своем творчестве и мечтал увидеть на стенах Третьяковской галереи. Монументальная, торжественная, она напоминает ведущую в вечность знаменитую Аппиеву дорогу. Вечтомов акцентирует планетарно-космические аспекты образа мира и обращается к ставшему лейтмотивом его живописи переходному, сумеречному состоянию на границе дня и ночи. К заходящему солнцу устремлены жесткие силуэты колоннады огромных столбов в сильном перспективном сокращении, создающем эффект бесконечности пространства. Тревожно-гипнотическое свечение солнца выявляет гротескно-химерический облик неких существ, обитающих в этом условном метафизическом пространстве. Они сумели сохранить некоторые человеческие черты, что подчеркивает загадочность их природы. Напряженно контрастные черно-оранжевые цветовые отношения в сочетании с гладкой, словно лакированной, живописной поверхностью усиливают ощущение сюрреалистичности изображенного.
Творчество Николая Вечтомова, как и других художников-лианозовцев, к кругу которых он принадлежал, стало отражением новаторских устремлений своего времени, попыткой увидеть мир по-особому, уловить и запечатлеть то, что не лежит на поверхности и связано с общими закономерностями бытия, приобщиться к тайнам мироздания. Признанный одним из классиков отечественного нонконформизма, он говорил: «Моя жизнь, моя биография в той или иной степени присутствуют в моих произведениях. В своих работах я пытаюсь отразить трагизм и динамизм нашего времени, нашей культуры, события и катаклизмы ХХ века».