Фрикке Логгин (1820-1893)
Вид на мызе Фалль графа А.Х. Бенкендорфа, близ Ревеля
1837
Размер - 70,8 x 98,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5175
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
А.Х. Бенкендорф, владелец имения (мызы) Фалль, состоял почетным членом Императорской Академии художеств. В 1837 году он предложил руководству Академии направить к нему в имение двух молодых пейзажистов, чтобы запечатлеть живописные окрестности. Вместе с Х.Л. Фрикке лето 1837 года на мызе Фалль провел С.М. Воробьёв, тогда начинающий, а впоследствии известный русский мастер пейзажной живописи. В Третьяковской галерее хранится один из пейзажей С.М. Воробьёва, написанный во время того самого визита («Вид на мызе Фалль графа А.Х. Бенкендорфа». 1837). Фрикке также успел запечатлеть несколько живописных видов. За один из них, хранящийся сегодня в Русском музее, художник был награжден малой золотой медалью Академии.
В усадьбе Фалль был выстроен дом в виде замка и разбит большой пейзажный парк по проекту А.И. Штакеншнейдера. Фрикке привлекли прежде всего природные красоты. Он стремился подчеркнуть нерукотворный характер окружающего ландшафта. Не случайно на картине из Третьяковской галереи живописец сосредоточил внимание на крутом отвесном пороге и сделал почти незаметными постройки и людей на заднем плане. Протекавшая невдалеке от дома Бенкендорфа речка падала с известнякового уступа. Возможно, от слова «водопад» (нем. wasserfallen) и происходит название усадьбы. Фрикке увлекла шумная водная стихия, блестящие на солнце прозрачные струи воды, брызги от летящих с грохотом на камни потоков.
Композицию художник делит на две части. Если в одной царят звуки бурной реки, то в другой художник приглашает окунуться в тишину и прохладу летнего леса. Трава и освещенная солнцем листва становятся предметом его пристального внимания, даря настроение радостного приятия мира и умиротворения.
Художник не выстраивает композицию как театральную кулису, подчиняясь академическим правилам, а кадрирует ее, исходя исключительно из натурных впечатлений. Пространство не развивается в глубину постепенно. Живописец смело противопоставляет ближний план и дали. В этом поиске неожиданных сопоставлений, стремлении подчеркнуть неординарность вида, в поэтическом отношении к природе чувствуется влияние романтизма.
Картина происходит из собрания известного петербургского коллекционера Ф.И. Прянишникова.