Бейер Вильгельм (1725-1796)
Портрет И.И. Бецкого
1773
Размер - 85 x 59 x 35
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.9407
Поступило из ГМФ. 1927
Вильгельм Бейер – немецкий академический скульптор и живописец XVIII столетия. Большей частью он занимался созданием монументально-декоративной скульптуры и пластики малых форм. Сначала Бейер обучался архитектуре в Париже (1747–1750), затем продолжил художественное образование в качестве живописца в Риме (1752–1759). Там он испытал сильное влияние крупного историка древней культуры И.И. Винкельмана, а также познакомился с практикой археологических раскопок памятников Античности. В результате Бейер решил освоить мастерство скульптора и в 1759 году стал учеником итальянского мастера-монументалиста Филиппо де ла Валле.
Позже, по приезде из Италии в 1761 году, он работал в Штутгарте, создавая модели для фарфоровой мануфактуры в Людвигсбурге. В 1767 году мастер окончательно переехал в Вену. В 1770-м он был назначен ведущим живописцем и скульптором австрийского императорского двора.
В 1773–1780 годах Бейер вместе с учениками принимал участие в оформлении дворцово-паркового комплекса Шённбрун и создании для него статуй, скульптурных групп, фонтанов и мраморных декоративных вазонов. В это же время его имя появилось среди иностранных корреспондентов Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. В 1779 году он был удостоен звания ее почетного академика.
Известно, что Бейер также активно работал в области портретной пластики и, в частности, выполнял заказы для Санкт-Петербурга. Портрет И.И. Бецкого – редкий сохранившийся пример этого рода его творчества. Бюст был заказан мастеру Д.М. Голицыным (1721–1793), русским чрезвычайным и полномочным послом в Вене.
Иван Иванович Бецкой (1704–1795) – один из видных деятелей в области русского просвещения XVIII века. Он был личным секретарем Екатерины II и работал преимущественно в области образования. Более всего Бецкой известен тем, что благодаря его трудам было основано первое в России женское учебное заведение – Институт благородных девиц (1764), или Смольный институт. Долгое время он был президентом Императорской Академии художеств (1764–1794).
Портрет И.И. Бецкого выполнен скульптором согласно классицистической традиции: герой представлен в образе античного императора, облаченного в эгиду – накидку из козьей шкуры с изображением головы горгоны Медузы на груди. При этом заметно сильное влияние барочного искусства, выражающееся в активной декоративной моделировке деталей костюма, а также реалистической проработке черт лица.