Неизвестный автор
Светопреломление. Грани
Середина 1920-х ‒ начало 1930-х
Размер - 68,2 x 67,8
Материал - бумага
Техника - тушь
Инвентарный номер - АРХ ГР-460
Поступило в 1931
«Светопреломление» изображает донышко хрустальной посуды (конфетницы?), сделанное в технике «архитектурной отмывки», используемой в архитектурных учебных заведениях. Это чрезвычайно сложная и трудоемкая техника: отмывка делается китайской тушью, накладываемой слоями. Тушь разной тональной насыщенности разводится в отдельных баночках и наносится по принципу возрастания насыщенности. Изображения архитектурных сооружений, сделанные в этой технике, производят полное впечатление черно-белой фотографии.
Много лет из-за неточной записи в книге поступлений в 1931 году рисунок существовал с ошибочно приписанным ему авторством Малевича. В этой книге «Светопреломление» числилось в списке семи рисунков Малевича, поступивших в Третьяковскую галерею (судя по всему, для закупки). Скорее всего, рисунок был случайно положен в папку вместе с его работами и в дальнейшем по инерции регистрировался в их числе. Однако запись, сделанная в книге учета уже в 1932 году, свидетельствовала о том, что Малевич забрал шесть своих рисунков, но оставил «Светопреломление» как не имеющее к нему отношения. Рисунок остался в отделе графики и получил постоянный номер, но на основании первой записи 1931 года был заинвентаризирован как произведение Малевича.
Стилистический анализ позволяет с уверенностью опровергнуть авторство Малевича. В огромном корпусе его графического наследия нет ни одной работы, которая хотя бы частично совпадала по манере и поставленной задаче. Но по ряду косвенных данных (включая попадание рисунка в галерею вместе с работами Малевича) можно предположить, что он был сделан художником, посещавшим занятия Малевича в Гинхуке (Государственном институте художественной культуры). Его студенты изучали живописные возможности изображения света на разных материалах ‒ гипсе, стекле, ткани, хрустале. Однако ни сам Малевич, ни один из его известных учеников не владели изощренной техникой «архитектурной отмывки».
Попытка определить авторство «Светопреломления» не принесла желаемого результата. Возможно, рисунок был выполнен студентом архитектурного факультета Академии художеств (Петроградского ВХУТЕИНа), совмещавшим архитектурное образование с занятиями у Малевича. Работа имеет большой – выставочный – формат, скорее всего, она предназначалась для экспозиции какой-либо учебной выставки или же задумывалась в качестве учебного пособия.