Буфет дубовый резной. Из столового гарнитура
Патрон шедевра
Буфет дубовый резной. Из столового гарнитура
1910-1911
Размер - 225 x 233 x 82
Материал - дерево (дуб), металл, патинированная жесть, слюда
Техника - резьба
Инвентарный номер - МКВ МФ-ДПИ-38
Дар Л.И. Кирьяновой и Т.И. Макаровой. 1988
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1909–1911 годах художник активно сотрудничал с московским Кустарным музеем – старейшим музеем Москвы, объединившим разные функции: собирательскую, учебную, творческую и коммерческую, направленную на поддержание очагов традиционной народной культуры.
По заказу Кустарного музея был создан интерьерный ансамбль в неорусском стиле – проект столового гарнитура из 18-ти предметов. Он включал большой и малый буфеты, обеденный стол, чайный столик, стулья и кресла.
Оригинальный по форме буфет изображает огромный сказочный терем. Нижняя часть воспроизводит вид массивных, наглухо закрытых ворот с металлическими накладками – «жиковинами». Верхняя часть имитирует слюдяные оконца старинного терема с изображением голубя и белки, грызущей орех. Двухъярусный разъемный буфет выполнен вручную из тонированного дуба, украшен глубокой резьбой и металлической фурнитурой.
По верху проходит гибкая волнообразная линия, среди стилизованных завитков которой резвятся сказочные герои: щука и золотая рыбка. Причудливая растительно-орнаментальная резьба не повторяется даже в незначительных деталях. Природные мотивы конкретны и оригинальны: подсолнухи, ягоды, дубовые листья, древесные стволы и цветочные побеги. По мнению художника, природа является неисчерпаемым источником для создания прекрасных форм. Некоторые мотивы взяты с кустарных предметов – вальков, прялок, набойных досок. Декорацию дополняют христианские мотивы, а также символические изображения животных и птиц – Сирина и Алконоста.
Буфет состоит из множества отделений, скрытых и открытых ящичков. Все части открываются и сдвигаются, создавая сложное гармоничное целое. Работая над проектом, Васнецов изучал и зарисовывал русскую народную мебель в музеях и в обстановке крестьянских жилищ. Ему удалось проникнуться народной традицией, почувствовать неписаные каноны, по которым изготавливалась народная мебель.
Эстетизация окружающей человека среды, приоритет красоты были главными идеями художника при создании произведений декоративно-прикладного искусства. Аполлинарий Васнецов писал: «Красота стихийно ведет человека к предназначенной цели: совершенствованию в благе. Жизнь, обставленная красиво, наиболее способна совместить идеальную по содержанию жизнь».
Истолкование традиций народного и национального искусства объединяет разные направления творчества Васнецова – театральные декорации, архитектурные проекты, картины на тему старой Москвы и проекты мебели. В этом единстве проявилась органичность неорусского стиля в искусстве конца XIX – начала XX века.