Ромбауер Янош (1782-1849)
Портрет графа Д.А. Гурьева
1818
Размер - 121,5 x 95,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4930
Поступило из Государственного музейного фонда. 1922
Янош Ромбауэр, словацкий художник немецкого происхождения, уроженец города Левоча, был сыном резчика по дереву. Художественному мастерству Ромбауэр обучался у голландского мастера Яноша Штундера (1759–1811). В 1806 году по приглашению графа А.И. Илинского, с которым познакомился на курорте в словацком городке Бардеёве, прибыл в Россию. Сначала он жил в его волынском поместье, затем переехал в Петербург, где получил всеобщее признание. Ромбауэр был принят в кругах знати и выполнял заказы от высокопоставленных сановников. Преподавал рисование и живопись в знаменитом пансионе Муральта. По особому разрешению занимался копированием картин в Эрмитаже. Принимал участие в художественных выставках в Петербурге. В 1824 году живописец решил вернуться на родину.
На портрете представлен граф Дмитрий Александрович Гурьев (1751–1825) – товарищ министра финансов, министр уделов, действительный тайный советник, член Государственного совета. Был знаменитым гурманом, особой известностью пользуется названная в его честь «гурьевская» каша.
Ромбауэр обратился к типу полупарадного портрета с поколенным изображением модели и достаточно большими размерами. Граф показан сидящим в кресле, фоном служит колонна на постаменте. Он одет в парадный мундир Министерства императорского двора с наградными звездами и медалями. Мундир украшен высоким стоячим воротником и манжетами, расшитыми золотом. Фигуру опоясывает плащ с меховой отделкой. Портрет решен в стиле позднего классицизма – ампира – с присущими ему особенностями: выверенной композицией, пластической выразительностью форм, насыщенной цветовой гаммой. Все художественные средства направлены на то, чтобы подчеркнуть представительность государственного сановника. Аналоги этой работе в творчестве Ромбауэра – портреты графа Ф.К. Браницкого (1818, Русский музей) и П.П. Кутайсовой (1820-е, Днепропетровский художественный музей).
Портрет Д.А. Гурьева происходит из собрания князей Куракиных в имении Куракино Орловской губернии. Это характерный пример заказного портрета кисти иностранного художника, работавшего в России. Представители «россики» передавали свой опыт русским портретистам и порой, наоборот, сами оказывались под их влиянием.