Левянт Наталья (1923-2012)
Сенокос
1984
Размер - 198 x 300
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЭФ-284
Дар Р.Н. Лин. 2015
Наталья Залмановна Левянт – одна из интереснейших отечественных художников второй половины ХХ века. Она прекрасно владела графической и живописной техникой. Художественное наследие мастера в значительной степени связано с графикой, она много лет работала в издательствах: «Знание», «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Малыш», «Советская Россия» и т.д. Однако «Сенокос» относится к той категории произведений, которые не одобряли официальные власти. Именно в нем нашли отражение и воплощение принципы нового художественного направления, которое возглавил Элий Белютин.
Студия, созданная им в конце 1950-х годов, задумывалась как творческое объединение художников-новаторов, как альтернатива советской академической живописи. С этого периода, с конца 1950-х, Наталья Левянт становится постоянным участником студии Элия Белютина, получившей впоследствии название «Новая реальность». Даже после разгрома выставки в Манеже, которую посетил Н.С. Хрущёв в декабре 1962 года, Левянт осталась в составе группы, несмотря на запрет выезда за рубеж и отсутствие заказов вплоть до 1970-х годов. В произведении «Сенокос» она осознанно отказывается от реалистического изображения. В основу этого произведения Левянт закладывает острые, угловатые линии. И то, как интенсивно звучат теплые цвета тел и одежд косцов в холодном окружении сиренево-фиолетовых цветов фона, выводит образ изображенного художником из внешне умиротворенного состояния в контрастное напряжение. Все поле картины становится для Левянт живым организмом, где деформация формы и цвета дает толчок ассоциативным и духовным процессам в восприятии произведения зрителем. Картина «Сенокос» убедительно свидетельствует о богатстве методов в живописи и высоком мастерстве художника. Поиск необычных ракурсов, форматов, эмоциональная и экспрессивная манера письма – вот что отличает творчество Левянт. И эти же качества созвучны с теми принципами в живописи, к которым направлял своих учеников Элий Белютин. Произведение «Сенокос» – важное открытие в новых поступлениях собрания Третьяковской галереи.

другие работы автора