Одни художники неофициального направления в советском искусстве, как Оскар Рабин, называли Лидию Мастеркову знаковой фигурой; другие, как Михаил Гробман, – амазонкой второго авангарда. Действительно, Мастеркова была единственной художницей, кто еще в конце 1950-х годов обратился к абстракции и остался верен ей до конца своих дней.
В 1960-х годах она увлеклась техникой коллажа в соединении с живописью. В старых выселенных домах и разрушенных церквях она собирала обрывки кружев, парчи, старинных тканей, бахромы и тесьмы. Создавая из них причудливые рельефы и нанося на них краску, она выстраивала сложно организованные экспрессионистические абстракции. Такова в том числе и «Композиция».
Коллаж собран из остатков старинных тканей, пришитых грубой нитью, по ним художница местами проходит золоченой краской. Кажущаяся спонтанность произведения, где сталкиваются краски и ткани, грубые холщовые нити и позолота, фактурность коллажа и фрагменты гладкой живописи, выражает удивительную творческую свободу Мастерковой. Эта свобода позволила ей соединить «бренную роскошь» одних материалов и обыкновенность других. Так она соединяла прошлое и настоящее – время тканей и время живописи. Она отличала Эль Греко в сонме мировой живописи - он был ей сродни по внешнему темпераменту и внутренней экспрессии, которым наполнено ее собственное творчество. Действительно, текучая экспрессивная деформация форм и монохромных пятен краски невольно напоминают творчество испанского художника.
Работая с материалами-артефактами и красками, Мастеркова создавала свой поэтический мир, наполненный сложными переживаниями и персональным мистицизмом, – зрителю кажется, что из массы тканей, нитей, живописи вот-вот сложится внятное изображение. В «Композиции» процесс времени является принципиально важной составляющей, что отличало творчество многих нонконформистов.