Мессерер Борис (род. 1933)
Портрет Беллы Ахмадулиной
1994
Размер - 159,5 x 279,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5782
Дар автора.1998
Борис Мессерер – художник многих дарований, каждое из которых в его творчестве воплотилось в максимальном качестве. Он и театральный декоратор, и создатель больших разнообразных выставочных пространств, живописец, график и дизайнер, автор инсталляций. Его мастерская в Москве сама по себе является своеобразной инсталляцией, наполненной самыми разными предметами – утюгами, граммофонами, зеркалами и рамами. Они не просто наполняют мастерскую, но и привносят в нее дух красоты и эстетики.
В портрете жены, выдающегося поэта Беллы Ахмадулиной (1937–2010), весь антураж, который ее окружает, взят из мастерской. Признаваясь, что лицо Ахмадулиной его преследовало, поэтому он постоянно его изображал в разных техниках, Мессерер в данном портрете выбирает прием сложного синтеза. С одной стороны, он создает парадный портрет и представляет героиню в окружении художественно преобразованных предметов из мастерской. С другой стороны, с точки зрения стилистики произведение соединяет в себе большую монументальную форму и графические приемы изображения. В картине нет пространства, и художник подчеркивает это.
В результате такого решения в портрете возникает дематериализация как персонажа, так и предметного ряда. Используя черно-белый колорит, соединив его с графической линейной манерой, художник намеренно усиливает декоративность образа на основе минимальных выразительных средств.
Возникает своеобразный театрализованный портрет, где реальная жизнь героя и окружающего его мира перевоплощается в отстраненный мир театральных образов. В этом мире художник уравнивает изображенного и предмет и делает портретируемого объектом искусства – для него они равны в своей эстетической самодостаточности. В сложности конструктивного построения произведение как бы приобретает строгое музыкальное звучание. Так рождается образ, максимально приближающийся к абстракции. Визуальная динамика, возникающая за счет изобразительного приема, сродни сложной внутренней динамике, характерной для личности Ахмадулиной.
Так портрет Белы Ахмадулиной, ставшей в год написания портрета лауреатом двух престижных литературных премий «Триумф» и «Носсиде» (Италия), становится памятником содружества двух творческих личностей.