Лебедев Ростислав (род. 1946)
Серый объем
1978
Размер - 76 x 146,8 x 20
Материал - дерево, фанера
Техника - эмаль
Инвентарный номер - НТ О-402
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2008
Ростислав Лебедев – художник, наиболее последовательно реализующий методологию направления соц-арт, возникшего в советском неофициальном искусстве начала 1970-х годов. Использование символов идеологической системы, включение знаковых для нее образов в неожиданный иронический контекст, парадоксальное сочетание текста и визуального ряда – тот инструментарий художника-«соц-артиста», который делает его работы безошибочно узнаваемыми.
После окончания художественно-графического отделения Московского государственного педагогического института в конце 1960-х годов Р. Лебедев сближается с группой художников: И. Шелковским, А. Косолаповым, Д. Приговым, Б. Орловым, поддерживавших дружеские отношения и часто работавших вместе в одной мастерской.
Ряд созданных ими в 1970-е годы произведений относится к особому виду изобразительного искусства, сложившемуся в неофициальной художественной среде, - живописно-скульптурному объекту, комбинаторный характер которого является наглядным примером экспериментов молодых художников с выразительными возможностями различных техник. Большинство из авторов этого круга были скульпторами по образованию, и их работы отличает особое отношение к пластике: они в полной мере используют ее возможности, подчеркивая свойства материала, зачастую неожиданным образом вступающего в противоречие с предметом изображения (достаточно вспомнить «Облако» (1977) И. Шелковского, решенное как массивный деревянный рельеф, или многократно увеличенную «Щеколду» (1972-2020) А. Косолапова).
«Серый объем» представляет собой минималистическую конструкцию, состоящую из трех наложенных друг на друга прямоугольных объемов, отдаленно напоминающих упрощенные формы архитектонов Малевича. Их поверхность покрыта плотной однородной эмалью – распространенной в советское время в быту краской, выразительные возможности которой были использованы многими художниками, оценившими эффект отстраненности лишенной нюансов глянцевой поверхности, скрывающей фактуру материала и фокусирующей внимание на форме. На объемные фигуры нанесена живописная геометрическая абстрактная композиция, как будто игнорирующая перепад высот рельефа: Р. Лебедев парадоксальным образом в объемной конструкции утверждает плоскость. Художник играет со зрителем в оптическую головоломку, принуждая объемы терять трехмерность, а плоские фигуры, напротив, то выходить в пространство (даже под углом), то возвращаться к планиметрии. При создании абстрактной композиции автор использует мотивы работ Лисицкого и Малевича. Для Р. Лебедева, как и для многих представителей неофициального художественного процесса, принципы искусства русского авангарда были важной основой поисков нового языка, а абстрактные композиции 1910-20-х годов часто служили источником прямого цитирования.