Слепян – один из самых загадочных художников советского нонконформизма. В музейных собраниях и частных коллекциях произведения Владимира Слепяна единичны, поскольку его путь в искусстве составил чуть менее десяти лет. Он уехал в Париж в 1958 году, опередив волну художественной эмиграции почти на двадцать лет. Уже в 1963 году, Слепян бросит художественное творчество ради занятий литературой, и будет известен в этой области под именем Эрик Пид.
После учебы на математическом факультете Ленинградского университета будущий художник переехал в Москву. Его квартира на Трубной улице в 1956–1958 годах стала центром притяжения для искусствоведов, литераторов, а также молодых художников, пробующих свои силы в нетрадиционных формах искусства, среди которых Игорь Шелковский, Олег Прокофьев, Юрий Злотников, Борис Турецкий. Именно здесь Владимир Слепян проводил уникальные эксперименты в русле
«action painting», или «живописи действия», созвучными опытам Джексона Поллока и Ива Кляйна. Так, совместно с Юрием Злотниковым он практиковал «сеансы одновременной живописи», заполняя изображениями обе стороны подвешенной в комнате простыни, а также наносил краски на холст с помощью насоса. В Париже в 1960 году художник проведет акцию «Трансфинитная живопись», в ходе которой на бегу будет разбрасывать краску по лежащему на земле стометровому рулону бумаги.
В конце 1950-х годов Слепян и Злотников увлеклись семиотикой – направлением в современной лингвистике, изучающим строение и функционирование знаков и знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Увлечение наукой – весьма симптоматичное явление для искусства конца 1950-х годов. Вера в практически безграничные возможности науки привела многих художников к опытам работы с учеными, либо к сложению собственной изобразительной системы, опирающейся на научные теории.
Работы Владимира Слепяна – своего рода научный эксперимент, в ходе которого он изучал реакции зрителя на сигналы, зашифрованные в форму и цвет. «Абстрактная композиция» – один из показательных примеров того периода. В пространстве холста происходит сопоставление линейных построений, разделяющих его поверхность на участки различной формы, с точками, пятнами и штрихами, то группирующимися в строгую последовательность, то разбегающимися по холсту в произвольном порядке, игнорируя заданные рамки и задавая глубину композиции. Нейтральный серый фон, который использовал художник, – своего рода пространство пустого белого листа, на котором с большой четкостью выделяются знаки, а использование Слепяном холстов одного и того же формата еще более способствует их сравнению с писчей бумагой, на которой автор «записывает» вариации построений.