Александра Юликова можно смело назвать одним из самых «ученых» художников. Не только потому, что последовательно закончил два творческих ВУЗа – Строгановское Училище (тогда МВХПУ) и Полиграфический институт, но и в силу давней несгибаемой верности одному из наиболее интеллектуальных и трудно воспринимаемых направлений в современном искусстве – минимализму. Долгое время (начиная с 1970-х) он был едва ли не единственным, кто, получив доступ к нужной информации, попал под гипноз этой отчужденно-промышленной эстетики, мало пригодной в условиях здешнего «натурального станкового хозяйства». Способы адаптации художник нашел в работе с раппортными элементами живописи и графики: вариациями фактур, зернистости холста, или превращая в орнамент написанный мелким бисером текст.
Его «Знак» стоит в этом стилистическом ряду несколько особняком, тут нет и намека на серийность или применение паттернов. Юликов создает почти геральдическую идеально белую композицию, изобретая свою персональную «пиктограмму» - в подобном «собранном» виде не принадлежащую никакой системе обозначений. Хотя эта сочиненная конструкция-загадка состоит из трех, по отдельности вполне понятных деталей: двух скрещенных плоскорельефных индексальных стрелок, прямой и дугообразной, направленных в противоположные стороны, и круглой двухъярусной пирамидки под ними…
Московское искусство 1970-х знает случаи подобного опредмечивания плоских топографических знаков или контуров географических объектов у Игоря Шелковского и Леонида Сокова. Однако в них, связанных в большей степени с соц-артом, чем с минимализмом, всегда отчетливо опознается «первообраз». Юликов, напротив, максимально очищает, рафинирует свои «цитаты», растворяя «донорский» контекст, оставляет нам только синтаксические связи использованных значков. Больше всего это напоминает нанесенный на карту план неких военных действий – тактические маневры перед взятием цитадели. Мысленно повернув работу в горизонталь, можно было бы убедиться в правомерности такой интерпретации, если бы не иррациональность самого виража, который вычерчивают стрелки. Речь, конечно, идет не о перемещениях войск, а о движении мысли, авторской рефлексии. Выбрав минимализм в качестве художественной стратегии, Юликов понимал, что обрекает себя на почти «партизанские» действия и «контрабанду» языка, которому придется долго изворачиваться и изощряться в отсутствии условий, какими располагали его западные коллеги. Вероятно, художник создал свой «Знак» в качестве путеводного алгоритма, формулы, ведущего к успеху обходного маневра.