Герловин Валерий (род. 1945)
Герловина Римма (род. 1951)
Голое платье. Документация акции 1977 года
1994 (c негатива 1977)
Размер - 53 x 197 x 3,5
Материал - фотобумага
Техника - черно-белая фотопечать
Инвентарный номер - НТ О-234
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2008
Римму и Валерия Герловина называют пионерами концептуального искусства и их коллеги-художники, и искусствоведы, и художественные критики. Валерий окончил Школу-студию МХАТ по специальности «художник-постановщик». Римма получила образование на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. В начале 1970-х годов они образовали творческий тандем, и их ранние совместные работы, абсурдистские книги «Любовь» и «Черепаха», стали синтезом поэзии и визуального искусства. Одни из самых радикальных и последовательных представителей московского концептуализма, Герловины работали с манипулятивными объектами, игровой концепцией искусства, разрабатывали проекты энвайронментов и ленд-арта. По воспоминаниям художницы Елены Елагиной, у них, единственных в среде московского андеграунда, были визитные карточки, на которых значилось: «Римма и Валерий Герловины. Художники-концептуалисты».
В конце 1970-х годов Герловины обращаются к искусству перформанса. Одним из самых известных проектов художников стал перформанс «Костюмы», документация которого, осуществленная фотографом Виктором Новацким, вошла в историю искусства под названием «Голое платье». 1 мая 1977 года в подмосковном Быково Римма и Валерий Герловины облачились в костюмы из мешковины, на которых были изображены обнаженные тела: женское и мужское. По замыслу авторов эти «платья» олицетворяли собой тела, в то время как собственно тела становились символом душ – anima и animus, души женской и души мужской. Кажется, что перформанс обращен к темам телесности и сексуальности, актуальным в западных перформативных практиках 1970-х годов. На самом деле, Герловины, подчеркивая аллюзию на библейский сюжет об изгнании Адама и Евы из Рая, говорили о «падении духа в плоть», о том, что души, заключенные в телесную оболочку, лишаются свободы и оказываются подчинены рутине, необходимой для поддержания жизни организма.
Эта же тематика рассматривалась художниками в перформансе «Зоо – homo sapiens» 1977 года, документация которого вызвала большой интерес у публики и прессы на так называемой «Биеннале диссидентов», состоявшейся осенью того же года в Венеции. Обнаженные Римма и Валерий сидели в клетке, на которой была размещена табличка «Homo Sapiens. Класс млекопитающих. Самец и самка». Демонстрация обнаженного тела была «запретным плодом» в СССР, поэтому у художников, по их собственным словам, «возникли проблемы с советским «раем», и в 1979 году они эмигрировали в США.