Аргунов Иван (1729-1802)
Портрет неизвестной в русском костюме
1784
Размер - 68 x 53,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15174
Поступило из Государственного исторического музея (собрание А.П. Бахрушина). 1925
В образе “Неизвестной в русском костюме” И.П. Аргунов выразил свое представление о красоте и духовном благородстве женщины-крестьянки, показал ее душевную чистоту, приветливость и скромность. Лицо героини с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты.
В композиции произведения сказывается ясность, продуманность и строгость. Пластические формы молодого упругого тела переданы с почти скульптурной осязаемостью. Высокая точеная шея, переходящая в плавные контуры головы и расшитого золотом кокошника, создает впечатление равновесия и устойчивости.
Колорит картины отличается теплотой и сочностью. Сочетание красного и золотого цвета, присутствующее в головном уборе, украшениях и одежде, создает нарядную красочную гамму и придает произведению гармоническую завершенность. Красный цвет господствует в портрете. Он не только окрашивает костюм изображенной, но и поблескивает в камнях серег, в пуговке у ворота рубахи, переходя в розоватые тона румянца и губ.
Иван Аргунов был крепостным художником графов Шереметевых. Можно предположить, что моделью портрета является крепостная актриса театра Шереметевых – певица Анна Изумрудова-Буянова в театральном костюме. Как известно, владелец театра давал свои актерам звучные сценические фамилии по названию драгоценных камней. Изумрудова занимала привилегированное положение в труппе. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения. В их числе партия Анюты в «Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина, Пересуды в «Отъезде псовой охоты из Кускова», Лизы в «Перевозчике Кусковском» В.П. Колычева. В 1800 году она получила вольную и 5000 рублей на приданое, была замужем за домашним врачом графа Н.П. Шереметева – надворным советником Лахманом.
Портрет происходит из собрания Алексея Петровича Бахрушина, известного московского коллекционера, двоюродного брата основателя Театрального музея в Москве. Собиратель отдавал предпочтение костюмированным портретам, и данное произведение было им приобретено у вдовы антиквара И.Я. Родионова. В 1888 году А.П. Бахрушин передал портрет в дар Историческому музею.
В портрете крестьянки Аргунов воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство русской женщины. Ни в одном произведении он не достиг такой силы обобщения, глубины и значительности, а также реалистической передачи облика человека, как в этом.