Сюжет иконы отражает новгородское предание об историческом событии зимы 1169–1170 года. Объединенное войско суздальцев и их союзников под предводительством князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского, осадило Новгород. Но 25 февраля потерпело сокрушительное поражение. По новгородскому преданию победа новгородцев была связана с заступничеством главной святыни города – иконой Богоматери «Знамение». Новгородский архиепископ Иоанн совершил молебен перед иконой, и ее вынесли на оборонительные стены. Суздальцы начали обстреливать укрепление, и стрелы поразили икону. Тогда святыня обратила свой лик к Новгороду и его защитникам, а на суздальцев пала тьма. Ослепленные суздальцы начали избивать друг друга, были перебиты или взяты в плен.
Композиция иконы разделена на три горизонтальных регистра, расположенных друг над другом. В верхнем ярусе слева представлен молебен перед чудотворной иконой Богоматери «Знамение» у церкви Спаса на Ильине улице. Справа перед собором Софии Новгородской – торжественное шествие с перенесением иконы и ее встреча. Второй и третий регистры объединены слева изображением крепостной башни. На стене башни укреплена икона Богоматери «Знамение». За стенами башни видны новгородские воины. В центре второго регистра изображены переговоры послов: две группы всадников располагаются напротив друг друга, причем новгородцы изображены с непокрытыми головами, а суздальцы в шапках. Справа – суздальская конница. Стоящий впереди всадник выпускает стрелу, поражающую икону. В нижнем регистре представлена выезжающая из ворот новгородская конница, во главе которой святые воины Борис, Глеб и Георгий, их фигуры выделены нимбами. Так зримо представлено чудо от иконы Богоматери «Знамение» – небесное покровительство святых воинов. Справа изображена суздальская рать, терпящая поражение.
Чудо от иконы Богоматери «Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами») – яркий пример новгородской иконописи эпохи расцвета. Икона отличается каллиграфичностью рисунка, изысканностью цветового решения, а композиция – ясностью и четкостью построения.
Прографленный в виде стилизованных линий растительный орнамент на полях иконы характерен для ряда новгородских памятников XV века.
Икона происходит из деревянной церкви Успения в селе Курицкое. В 1964 году церковь была перевезена в музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгороде, где стала его первым экспонатом.