Иван Филатьев (упоминание 1642, умер 1678)
Успение
1673
Размер - 56,5 x 43,2
Материал - дерево, левкас
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.14265
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Икона входит в число сохранившихся до наших дней семи икон из праздничного чина церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Братцево. Братцево было вотчиной боярина Богдана Матвеевича Хитрово, возглавлявшего по 1680 год Оружейную палату. Церковь была построена в 1672 году. Для ее украшения были приглашены несколько ведущих мастеров Оружейной палаты. В 1922 году иконы чина были переданы из Братцева в Государственный Исторический музей, откуда в 1930 году поступили в Третьяковскую галерею.
Икона «Успение» относится к типичному для праздничных икон краткому изводу, включающему изображения возлежащей на ложе Богоматери, Христа во славе, явившегося за Ее душой, оплакивающих Богоматерь апостолов, иерусалимских жен и двух епископов. Дополняет извод сцена отсечения рук нечестивого Афония архангелом Михаилом. Подобная иконография получает широкое распространение с начала XVII века.
Архитектурные формы дальнего плана в своей основе ориентированы на западноевропейские образцы. Однако их измельченность, характер пространственной компоновки и несоответствие масштаба с фигурами людей свидетельствуют о провинциальном происхождении мастера. Образы святых не отличаются особой пластичностью, хотя художник и стремится передать объем при помощи складок одежд.
Личное письмо и типы ликов с узким разрезом глаз находят прямые аналогии в иконописи Ярославля этого времени. Они исполнены в традиционной манере – сплавленными слоями теплой по тону охры с подрумянкой по оливковому санкирю. Контрастные света, наложенные почти ровной заливкой, скорее имитируют «живоподобие». Колорит иконы соответствует общей гамме всего ансамбля, однако зеленоватый тон фона здесь более плотный. Ярославские черты прослеживаются и в характере сплошного золотого узорочья подушки на ложе Богоматери и одеждах святителей.
Икона «Успение» представляет значительный интерес как единственное сохранившееся до наших дней произведение ярославского иконописца Ивана Филатьева, позволяющее составить представление о художественной манере мастера.