Новгородская икона из собрания Третьяковской галереи принадлежит к одному из вариантов иконографии Преображения, возникшему в искусстве Византии в конце XIII века. В основе сюжета – евангельское повествование о Преображении Христа на горе Фавор перед апостолами Петром, Иоанном и Иаковом.
Для композиции иконы, как и для других памятников подобной иконографии, характерно разделение композиции на две части, символизирующие мир горний и дольний. Вверху, над вершинами горок в центре, изображен преобразившийся Христос в белых одеждах, в круглом сине-голубом сиянии славы. Справа и слева от него – молитвенно склоняющиеся перед Спасителем пророки Илия и Моисей со скрижалью в руке. В нижней части иконы, на фоне горных уступов, изображены пораженные преображением Христа апостолы; резкость их поз и жестов создает контраст с гармонией верхней, небесной зоны композиции. Пётр привстает с колен и обращается к Господу, Иоанн и Иаков низвергаются вниз, закрывая лица и опираясь на руки. Чуть выше, в просветах между скалами, помещены сцены восхождения и нисхождения апостолов во главе с Христом на гору Фавор. Над последней сценой сохранились остатки киноварной надписи, объясняющей сокровенный смысл Преображения: «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря, никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17: 9).
Согласно богословским комментариям, главный смысл Преображения – в утверждении Божественного происхождения природы Христа, засвидетельствованного гласом с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный». На основе евангельских текстов, гимнографии и толкований отцов церкви это событие воспринималось как предзнаменование Воскресения Христа, грядущего Страшного Суда и единения праведных с Богом в Царствии Небесном.