В основу композиции «О Тебе радуется» положен текст песнопения в честь Богоматери, автором и составителем которого считается преподобный Иоанн Дамаскин: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и Человеческий род, Освященный храме и раю словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».
Иконография «О Тебе радуется» получила распространение на Руси с конца XV века. Самое раннее из дошедших до нас изображений – икона из Успенского собора Московского Кремля, исполненная около 1481 года. Сложившаяся в эпоху роста эсхатологических настроений в московском государстве эта иконография воспринималась как изображение Царства Небесного, горнего Иерусалима.
Основные элементы композиции соответствуют стихам песнопения: изображение сидящей на троне Богоматери с Младенцем заключено в круглую радужную славу, которую окружает «Ангельский собор», ниже располагается «Человеческий род», представленный как собор святых. У подножия трона – Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин со свитком, на котором начертаны слова гимна « О Тебе радуется». За троном посреди райского сада возвышается многоглавая церковь – «Освященный храм и раю словесный». Наконец, слова «чрево Твое пространнее небес содела» (т.е. вместила в себя Того, Кого не вмещают небеса) иллюстрирует небесный полукруг, заключающий в себе тронную Богоматерь.
Икона имеет ряд иконографических особенностей. В той части композиции, где традиционно большим количеством персонажей представлен «Человеческий род», по сторонам от Иоанна Предтечи и Иоанна Дамаскина изображены только шесть женских фигур: слева за Марией Египетской (?) в монашеских одеждах стоят Анастасия и Евдокия, а справа – Пелагея, Аксинья и неизвестная святая. Такой состав мог быть определен либо соименностью заказчикам иконы, либо их особо поминаемым усопшим родным. В закомарах многоглавого храма помещены изображения круглых окон, впервые появившихся в древнерусской архитектуре в Архангельском соборе Московского Кремля, что, несомненно, связывает создание иконы с московской традицией.