Богоматерь Печерская (Свенская)
Последняя четверть XIII века (около 1288?)
Размер - 67 x 42
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.12723
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1930
Перед образом Богоматери с Младенцем, восседающей на высоком престоле, предстоят в молении первые канонизированные русские преподобные – Антоний и Феодосий Печерские, основатели древнейшего на Руси Киево-Печерского монастыря. Оба святых облачены в монашеские мантии и держат в руках длинные свитки с текстами молитв. Антоний (✝ 1073), изображенный справа в куколе на голове, прославился суровостью своей жизни и молитвенными подвигами. Считалось, что он, побывав на Афоне, принес в Киев аскетический опыт и благословение Святой горы. Феодосий (✝ 1074), первый настоятель обители, почитался монастырской братией и окрестными жителями за кротость, смирение и терпеливое наставление в христианских добродетелях. В его игуменство из Константинополя был прислан и введен в монастыре общежительный Студийский устав, позже распространившийся по другим русским обителям.
Согласно «Сказанию о зачатии Свенского монастыря», составленному в XVI веке, первоначально икона Богоматери Печерской (Свенской) являлась чтимым образом Успенского собора Киево-Печерского монастыря. В 1288 году по просьбе ослепшего черниговского князя Романа Михайловича она была «отпущена» архимандритом с братией из Киева в брянские земли, где после обретения этой иконы на берегу реки Свины князь чудесно прозрел. В честь исцеления он основал на месте встречи со святыней Успенский Свенский монастырь, где и находился чудотворный образ в течение многих столетий.
Опираясь на сведения из Сказания, большинство исследователей полагает, что Свенская икона была написана около 1288 года и представляет собой копию древней святыни Успенского собора Киево-Печерского монастыря, выполненную для князя Романа Михайловича. Вероятно, протографом этой святыни являлась византийская икона Богоматери с Младенцем, повторявшая, в свою очередь, один из почитавшихся чудотворными столичных образцов, скорее всего – из знаменитого Влахернского храма Константинополя. Такое предположение подтверждается рассказом Киево-Печерского патерика о мастерах, присланных в Печерский монастырь Влахернской Богородицей, которая дала им с собой икону, мощи святых и золото.
В иконографии тронной Богоматери Младенец Христос обычно представлен как Вседержитель – с благословляющим жестом правой руки и со свитком в левой. Не исключено, что этой традиции следовала и древняя икона из Киево-Печерского монастыря. При дополнении изображения Богоматери фигурами преподобных могли измениться и поза, и осмысление образа Младенца. Его руки простерты к святым основателям обители в архиерейском жесте благословения и дарования покровительства, а Он сам выступает как Первосвященник христианской Церкви. Относительно близкие по композиции иконы, с изображением местной святыни в окружении местночтимых святых, известны с древности в искусстве православного Востока, например в собрании монастыря святой Екатерины на Синае.