Изображение в
среднике иконы принадлежит к числу наиболее древних и устойчивых типов иконографии Христа: Он представлен восседающим на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой. На раскрытом кодексе – надпись из Евангелия от Иоанна: «Я есть свет миру, кто последует за мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). Поза и жесты Христа, пропорции фигуры, рисунок одежд, а также форма трона и некоторые другие детали композиции находят близкие аналогии в византийских памятниках IX–XI столетий. Это позволяет предположить, что иконографические особенности новгородской иконы восходят к каким-то древним, почитаемым и многократно повторявшимся греческим образцам.
Необычный подбор избранных святых на полях подчеркивает индивидуальность замысла идейной программы иконы, которая посвящена прославлению вселенской Церкви, торжествующей в ожидании конца времен. В соответствии с древней традицией на верхнем поле представлены ангелы, служащие перед Этимасией – престолом, уготованным для Страшного суда, и одновременно символическим образом храмового престола. Ряд святых на боковых полях иконы открывают великомученики Георгий и Димитрий, принявшие страдания и смерть в подражание Искупительной жертве Спасителя для утверждения Церкви Христовой. За ними следуют священномученики Климент и Ипатий, пророк Илия, выступающий как представитель ветхозаветного священства, и святитель Николай Чудотворец. Образы святителей уподобляются столпам христианской Церкви, распространившейся по всей Вселенной. Изображения почитавшихся целителями мучеников Флора и Лавра со священномучеником Власием на нижнем поле уподобляются частицам мощей, полагаемым под алтарным престолом, а также камням, которые служат основанием Церкви.
Икона, находившаяся в собрании искусствоведа А.И. Анисимова, была обнаружена в поселке Крестцы Новгородской области. Она представляет собой один из ранних памятников с отчетливо выраженными художественными приемами, характерными для живописи Великого Новгорода. В их числе – строгая, почти архитектурная выстроенность композиций, плоскостность изображения, сильно упрощенный рисунок и, наконец, чрезвычайно активный колорит с преобладанием ярких, локальных цветов.