Особый праздник в честь Пресвятой Богородицы, известный под названием «Собор Богоматери», отмечается в православной Церкви 26 декабря (по ст. ст.), то есть на следующий день после Рождества Христова, и тесно связан с ним по смыслу. В этот день в праздничном богослужении Богородица прославляется как Матерь Сына Божия, послужившая великой тайне Боговоплощения, что отражено в торжественных песнопениях, исполняемых 25 и 26 декабря. Особое место среди них занимает рождественская стихира, положенная в основу иконографии праздничного образа: «Что Ти принесем, Христе, яко явися еси на земли, яко человек нас ради, кояждо бо от Тебе бывших тварей, благодарение тебе приносит: ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву».
В центре композиции помещена Богоматерь, восседающая на престоле с асимметричной спинкой. У Нее в руках – изображение Младенца Христа в двухцветной восьмиконечной славе. Справа от Богоматери, на фоне черной пещеры, – ясли со спеленутым Младенцем, над которым склонились вол и осел. Слева к трону приближаются волхвы с дарами, причем средний волхв правой рукой указывает вверх, на рождественскую звезду (изображение звезды, а также крылья и нимбы ангелов были утрачены вместе с частью фона). Ниже, по сторонам от трона, располагаются аллегорические фигуры Земли и Пустыни, представленные в соответствии с текстом рождественской стихиры: Земля держит пещеру и процветшую ветвь, а Пустыня – ясли. Ангелы и пастухи стоят двумя симметричными группами вверху, над горками. Кроме того, в верхних углах
средника находятся миниатюрные полуфигурные изображения святителя Николая и мученицы Параскевы.
Заключительные слова стихиры иллюстрирует нижняя часть композиции, где представлены трое мужей в белых одеждах с посохами, чтец с книгой и танцующий юноша. Очевидно, что на этом месте должно было располагаться некое совокупное изображение «рода человеческого», который прославляет явившегося в мир Христа и приносит Ему в дар Богоматерь – как совершеннейшую из людей. В соответствии с существовавшей иконографической традицией таким изображением могла быть сцена праздничного богослужения, иногда с участием конкретных исторических лиц. Вероятно, нечто подобное происходит и на псковской иконе, хотя указанная часть композиции здесь получает дополнительную символическую нагрузку. Так, мужи в белых одеждах, скорее всего, воспринимались не просто как певчие, а как представители трех человеческих возрастов (символ «рода человеческого») и даже как образы трех волхвов, которые, по преданию, приняли святое крещение и очистились от первородного греха (на что могут указывать белые одежды). Изображения танцующего юноши и юноши с книгой также, без сомнения, связаны с темой прославления Христа и Богоматери.
Несмотря на устойчивость и симметричность композиции, изображение на иконе не кажется статичным. Напротив, активный рисунок, темный, насыщенный колорит, контрастное соединение плотных, непрозрачных цветов с яркими белильными бликами создают впечатление аскетической напряженности, экспрессии, духовного порыва. Свет выступает здесь как символ божественной энергии, которая противопоставляется материальному миру и одновременно соединяется с ним, преображая материю.