Повествование о том, как воскресший Христос сошел во ад, связал сатану и вывел из ада ветхозаветных праведников и пророков во главе с Адамом и Евой в канонических Евангелиях отсутствует. Библейские тексты содержат лишь отдельные указания и намеки на это событие (Пс. 15 : 10, 23 : 7–8, 19 : 4, 85 : 13, 101 : 20–22; Мф. 27 : 51–52; 1 Петр. 3 : 18–19; Еф. 4 : 9–10). Его подробное описание содержится в апокрифическом Евангелии Никодима (II век) и в ряде других сочинений, составленных на его основе.
На иконе представлен особый, сложный вариант иконографии Воскресения — Сошествия во ад, впоследствии получивший широкое распространение в русском искусстве Позднего Средневековья. В центре композиции — Христос во «славе», стоящий на сломанных вратах ада. По сторонам от Него поднимаются из гробниц Адам и Ева, стоят приветствующие Спасителя праотцы, пророки и ветхозаветные жены. «Славу» Христа заполняют изображения ангелов, длинными тонкими копьями поражающих бесов — обитателей адской бездны, в самом низу которой лежит побежденный сатана. При этом ангелы выступают как олицетворения добродетелей, а бесы — пороков (страстей), на что указывают сопровождающие их надписи. Наименования добродетелей написаны в белых кругах у ангельских фигур: «милостыня», «девство», «покаяние», «пост», «к церкви прихождение», «братолюбие», «живот» (жизнь), «смирение», «любовь», «мир», «правда», «правосудие», «кротость», «радость», «красота», «злонепомнение», «милость», «ненависть серебру», «неоскудение». Надписи около изображений бесов почти полностью утрачены, здесь опознаются лишь «ярость», «сребролюбие» и «неволя творити».
Этот необычный сюжет мог появиться в иконографии Сошествия во ад под влиянием учения византийских отцов церкви о путях духовного совершенствования человека через последовательное преодоление страстей и утверждение в добродетелях. Рассуждения о добродетелях и пороках содержались в аскетических поучениях многих средневековых писателей. Но особенно важным был труд преподобного Иоанна Синайского «Лествица» (VI в.), который в конце XIV – начале XV века, в эпоху расцвета монашеской жизни и широкого распространения аскетических монашеских идеалов, вошел на Руси в число наиболее популярных книг для чтения.
Другая особенность иконографии — необычная интерпретация темы победы над смертью. Над головой Спасителя изображены ангелы в сиянии света, которые торжественно воздвигают Голгофский Крест в напоминание об Искупительной жертве. Поза и жесты Христа лишены традиционной энергии движения, увлекающего вверх, на небеса виновников грехопадения Адама и Еву. Он словно парит и нисходит к праведникам, томящимся в аду, в полной тишине; кажется, что из Его опущенных рук истекает благодать, наполняющая всю композицию. Спокойная сосредоточенность праотцев и пророков выражена в их позах, в согласованном ритме жестов. Настроение тихой созерцательности и светлой надежды пронизывает всю сцену и с особой выразительностью проявляется в лике Спасителя. Победа над смертью совершается здесь благодаря чистоте и кротости духа, состраданию и любви.
Эта икона происходит из Коломны, где была храмовым образом Воскресенского собора.