Овальная дробница с изображением евангелиста Иоанна является частью комплекта финифти, украшавшего верхнюю крышку напрестольного Евангелия. Евангелист и апостол Иоанн был призван Христом в число учеников на Генисаретском озере. Был любимым учеником Христа, служил Деве Марии до Ее Успения в Иерусалиме. Иоанн написал Книгу Откровения (Апокалипсис), а затем, около 95 года, – Евангелие. На дробнице Иоанн изображен на фоне клубящихся облаков с открытой книгой. Символическое олицетворение евангелиста Иоанна – орел, изображенный рядом с апостолом. Эта иконографическая деталь восходит к ветхозаветному тексту видения пророка Иезекииля. Господь во Славе явился ему на колеснице, которую несли четыре херувима. Их лики были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с евангелистами, явившими миру Благую весть о Христе. Матфей изображается с ангелом, Марк – со львом, Лука – с волом, Иоанн – с орлом.
Эмаль исполнена в академической манере, которая утверждается во второй половине XVIII века. Яркая палитра живописи сопровождается пластической выразительностью, что характерно для барочной трактовки образа: струящиеся складки одежд, напряженная поза, клубящиеся облака. Богатство колористических решений, тонкие градации цветов в сочетании с точностью рисунка свидетельствуют о высоком художественном уровне живописной эмали.
Со второй половины XVII века живописная эмаль как ювелирное искусство получает распространение в России при украшении предметов церковной утвари. Если вначале благодаря яркости и долговечности красок эмалевые накладки уподобляли драгоценным камням и этим ограничивали их применение при украшении богослужебных предметов, то в XVIII веке дробницы исполнялись нередко как отдельные произведения искусства и могли использоваться по воле заказчика не только в виде украшений, но и самостоятельно, представляя собой станковые миниатюры. Законченный вид им придавала орнаментальная рамка, сообщавшая дополнительные оттенки восприятия живописи.
Овальная дробница с изображением евангелиста Иоанна оправлена в серебряную фигурную рамку со стразами – в ампирном вкусе, который утверждался в России в период царствования Александра I. Общее увлечение французской культурой отразилось в искусстве, формы которого характеризуются торжественной лапидарностью при богатстве декора. Это как раз нашло отражение в облике дробницы, украшавшей верхнюю крышку переплета напрестольного Евангелия. Сияние прозрачных граненых стекол в серебряной оправе усиливает яркость финифти, образуя характерные для классицизма декоративные мотивы в виде лент, бантов, симметрично расположенных украшений из коротких листьев и скромных цветов.