Дробница «Евангелист Марк»
Конец XVIII – начало XIX века
Размер - 135 x 115
Материал - серебро, стекло, эмаль
Инвентарный номер - Инв.23073
Поступило из Церкви Бориса и Глеба (у Арбатских ворот). 1933
Овальная дробница с изображением евангелиста Марка является частью комплекта финифти, украшавшего верхнюю крышку напрестольного Евангелия. Евангелист Марк – один из 70 апостолов, был спутником апостола Петра, автор одного из Евангелий, являлся первым епископом Александрийской церкви. На дробнице он изображен сидящим и пишущим книгу, на фоне клубящихся облаков, со взором, обращенным к небу. Символическое олицетворение евангелиста Марка – лев, изображенный рядом с апостолом. Эта иконографическая деталь восходит к ветхозаветному тексту видения пророка Иезекииля. Господь во Славе явился ему на колеснице, которую несли четыре херувима. Их лики были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с евангелистами, явившими миру Благую весть о Христе. Матфей изображается с ангелом, Марк – со львом, Лука – с волом, Иоанн – с орлом.
Эмаль исполнена в академической манере, которая утверждается во второй половине XVIII века. Яркая палитра живописи сопровождается пластической выразительностью, что характерно для барочной трактовки образа: струящиеся складки одежд, напряженная поза, клубящиеся облака. Богатство колористических решений, тонкие градации цветов в сочетании с точностью рисунка свидетельствуют о высоком художественном уровне живописной эмали.
Со второй половины XVII века живописная эмаль как ювелирное искусство получает распространение в России при украшении предметов церковной утвари. Если вначале благодаря яркости и долговечности красок эмалевые накладки уподобляли драгоценным камням и этим ограничивали их применение при украшении богослужебных предметов, то в XVIII веке дробницы исполнялись нередко как отдельные произведения искусства и могли использоваться по воле заказчика не только в виде украшений, но и самостоятельно, представляя собой станковые миниатюры. Законченный вид им придавала орнаментальная рамка, сообщавшая дополнительные оттенки восприятия живописи.
Овальная дробница с изображением евангелиста Марка оправлена в серебряную фигурную рамку со стразами – в ампирном вкусе, который утверждался в России в период царствования Александра I. Общее увлечение французской культурой отразилось в искусстве, формы которого характеризуются торжественной лапидарностью при богатстве декора. Это как раз нашло отражение в облике дробницы, украшавшей верхнюю крышку переплета напрестольного Евангелия. Сияние прозрачных граненых стекол в серебряной оправе усиливает яркость финифти, образуя характерные для классицизма декоративные мотивы в виде лент, бантов, симметрично расположенных украшений из коротких листьев и скромных цветов.