Овальная дробница с изображением евангелиста Луки является частью комплекта финифти, украшавшего верхнюю крышку напрестольного Евангелия. Евангелист Лука, сподвижник апостола Павла, по роду занятий был врачом, занимался, по преданию, живописью. На дробнице он изображен на фоне клубящихся облаков с открытой книгой, с указующим на нее жестом. Символическое олицетворение евангелиста Луки – бык (вол), он изображен рядом с апостолом. Эта иконографическая деталь восходит к ветхозаветному тексту видения пророка Иезекииля. Господь во Славе явился ему на колеснице, которую несли четыре херувима. Их лики были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с евангелистами, явившими миру Благую весть о Христе. Матфей изображается с ангелом, Марк – со львом, Лука – с волом, Иоанн – с орлом.
Эмаль исполнена в академической манере, которая утверждается во второй половине XVIII века. Яркая палитра живописи сопровождается пластической выразительностью, что характерно для барочной трактовки образа: струящиеся складки одежд, напряженная поза, клубящиеся облака. Богатство колористических решений, тонкие градации цветов в сочетании с точностью рисунка свидетельствуют о высоком художественном уровне живописной эмали.
Со второй половины XVII века живописная эмаль как ювелирное искусство получает распространение в России при украшении предметов церковной утвари. Если вначале благодаря яркости и долговечности красок эмалевые накладки уподобляли драгоценным камням и этим ограничивали их применение при украшении богослужебных предметов, то в XVIII веке дробницы исполнялись нередко как отдельные произведения искусства и могли использоваться по воле заказчика не только в виде украшений, но и самостоятельно, представляя собой станковые миниатюры. Законченный вид им придавала орнаментальная рамка, сообщавшая дополнительные оттенки восприятия живописи.
Овальная дробница с изображением евангелиста Луки оправлена в серебряную фигурную рамку со стразами – в ампирном вкусе, который утверждался в России в период царствования Александра I. Общее увлечение французской культурой отразилось в искусстве, формы которого характеризуются торжественной лапидарностью при богатстве декора. Это как раз нашло отражение в облике дробницы, украшавшей верхнюю крышку переплета напрестольного Евангелия. Сияние прозрачных граненых стекол в серебряной оправе усиливает яркость финифти, образуя характерные для классицизма декоративные мотивы в виде лент, бантов, симметрично расположенных украшений из коротких листьев и скромных цветов.