Потир – евхаристический сосуд, который в христианском богослужении используется для совершения причастия на Божественной литургии. Потир уподобляется чаше, поданной Христом своим ученикам на Тайной вечере: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). Он является частью литургического комплекта, куда входят дискос, звездица, лжица, копие и две тарели.
Потир имеет форму полусферической чаши на высоком литом вазообразном стояне с рельефными прочеканенными картушами из листьев аканта с гравированными изображениями херувимов и граненым в верхней части круглым поддоном. В четырех барочных картушах, соединенных переплетающимися лентами, помещены сюжеты: «Причащение хлебом», «Причащение вином», «Христос Великий Архиерей» и «Распятие». Литургическая надпись выполнена внутри композиций Евхаристии, что свойственно произведениям конца XVII – начала XVIII века.
Традиция развернутых страстных циклов в искусстве этого периода отразилась в элементах орнаментации поддона с чеканной шестилепестковой розеткой, на которой выгравированы картуши с композициями: «Моление о чаше», «Приведение к Пилату», «Бичевание у столпа», «Венчание тернием», «Несение креста» и «Распятие». Иконография их восходит к западноевропейским гравюрам популярной в России со второй половины XVII века Библии Пискатора. На нижней части поддона чередуются гравированные связки плодов и головки херувимов. Пространство между картушами на потире заполнено гравированными перевитыми лентами с гроздьями фруктов, гирляндами.
Декор потира исполнен в технике линейной резьбы на серебре, близкой резцовой гравюре. В рисунке используются линии разнообразных направлений. Выделяется решетчатая штриховка под разными углами, благодаря которой создаются пространственные объемы разной глубины. Густая косая штриховка применяется для обозначения контраста света и тени, передачи объема одежд, моделировки складок.
Потир был изготовлен по заказу стольника Матвея Алексеевича Головина в 1723 году для вклада в его домовую подмосковную церковь Успения Богородицы. На оборотной стороне поддона резная вкладная надпись: «СИЯ СВЯТЫЯ СОСУДЫ ПОТИР ДИСКОС ЗВЕЗДА ЛЖИЦА И БЛЮДЫ ПОСТРОИЛ УСЕРДНЫМ СВОИМ ТЩАНИЕМ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСВЕТЛАГО ВЕЛИЧЕСТВА СТОЛЬНИК МАТВЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГОЛОВИН В ПОДМОСКОВНУЮ СВОЮ ВОЧИНУ СЕЛО ВИТЕНЕВО В ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ЛЕТА ОТ МИРА ЗДАНИЯ ЗСЛА [7231] АВГУСТА ЕI [15] ДЕНЬ В ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ ОКОЛЬНИЧАГО ПО КНЯЗЬ СЕМЕНОВОМ ЖЕНЕ РОМАНОВИЧА ПОЖАРСКАГО ПО ВДОВЕ КНЯГИНЕ АВДОТЬЕ ВАСИЛЬЕВНЕ И ПО РОДИТЕЛЯХ СВОИХ А ВЕСУ Д [4] ФУНТА ПВ [82] ЗОЛОТНИКА».
Высокий художественный уровень потира и его технологические особенности позволяют предположить авторство московских мастеров, унаследовавших приемы серебряников Оружейной палаты.