Печатное Евангелие является первым московским изданием восстановленного после Смутного времени Печатного двора. По рисункам иконописца Прокопия Чирина Кондратий Иванов вырезал на деревянных досках гравюры, с которых печатались изображения евангелистов, заставки и прописные буквы.
Система внешнего декоративного оформления напрестольного Евангелия имеет глубокое символическое значение, обусловленное характером восприятия священной книги как сакрального предмета. Переплет обтянут красным бархатом. Верхняя доска в серебряном позолоченном окладе с гравированным растительным спиралевидным орнаментом в виде вьющегося стебля по
канфаренному фону. В центре – накладная фигурная
дробница, имеющая форму квадрифолия с чеканным изображением композиции «Распятия» с четырьмя предстоящими на фоне Иерусалимской стены и фигурами скорбящих ангелов, слетающих к возглавию креста. Около нее крестообразно расположены крупные изумруды и сапфиры в
кастах, между ними – «бурмицкий» жемчуг на
спнях. По всему периметру верхней доски – жемчужная
обнизь. В накладных наугольниках – чеканные изображения евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Как правило, напрестольные Евангелия, используемые на литургии, являлись вкладными – то есть созданными и украшенными на средства вкладчика. Они являли собой образ молитвы за живущих и почивших.
Данное Евангелие по своему происхождению может быть связано с деятельностью царской семьи Романовых. Подобное же, например, Евангелие 1627 года было вложено матерью царя Михаила Фёдоровича, старицей Марфой, в Угличский Алексеевский монастырь. Другое Евангелие 1627 года с вкладной надписью инокини Марфы было подарено царицей Александрой Фёдоровной последнему императору России Николаю II на Пасху в 1916 году. Ныне оно находится в Государственном музее-заповеднике Царское село.
Данное Евангелие – напрестольное, было вложено в древнейший Алексеевский монастырь. Он был основан митрополитом московским Алексием, каменный собор был освящен в честь св. Алексия Человека Божия. Монастырь неоднократно горел. Время его расцвета связано с правлением Михаила Фёдоровича, а затем и Алексея Михайловича, патрональным святым которого, как и обители, был Алексий Человек Божий. Царствующий дом принял участие в оснащении собора, который был освящен в 1634 году.
В 1837 году монастырь был перенесен в Красное село, а на его месте было начато строительство Храма Христа Спасителя.