Евангелие напрестольное
1627. Оклад 1630-40-е
Размер - 358 x 245 x 95
Материал - бумага, дерево, жемчуг "ориенталь", жемчуг кафимский, изумруд, сапфир, серебро, ткань
Техника - гравировка, чеканка
Инвентарный номер - Инв.23000
Поступило из Музейного фонда Московского отдела народного образования. 1933
Печатное Евангелие является первым московским изданием восстановленного после Смутного времени Печатного двора. По рисункам иконописца Прокопия Чирина Кондратий Иванов вырезал на деревянных досках гравюры, с которых печатались изображения евангелистов, заставки и прописные буквы.
Система внешнего декоративного оформления напрестольного Евангелия имеет глубокое символическое значение, обусловленное характером восприятия священной книги как сакрального предмета. Переплет обтянут красным бархатом. Верхняя доска в серебряном позолоченном окладе с гравированным растительным спиралевидным орнаментом в виде вьющегося стебля по канфаренному фону. В центре – накладная фигурная дробница, имеющая форму квадрифолия с чеканным изображением композиции «Распятия» с четырьмя предстоящими на фоне Иерусалимской стены и фигурами скорбящих ангелов, слетающих к возглавию креста. Около нее крестообразно расположены крупные изумруды и сапфиры в кастах, между ними – «бурмицкий» жемчуг на спнях. По всему периметру верхней доски – жемчужная обнизь. В накладных наугольниках – чеканные изображения евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Как правило, напрестольные Евангелия, используемые на литургии, являлись вкладными – то есть созданными и украшенными на средства вкладчика. Они являли собой образ молитвы за живущих и почивших.
Данное Евангелие по своему происхождению может быть связано с деятельностью царской семьи Романовых. Подобное же, например, Евангелие 1627 года было вложено матерью царя Михаила Фёдоровича, старицей Марфой, в Угличский Алексеевский монастырь. Другое Евангелие 1627 года с вкладной надписью инокини Марфы было подарено царицей Александрой Фёдоровной последнему императору России Николаю II на Пасху в 1916 году. Ныне оно находится в Государственном музее-заповеднике Царское село.
Данное Евангелие – напрестольное, было вложено в древнейший Алексеевский монастырь. Он был основан митрополитом московским Алексием, каменный собор был освящен в честь св. Алексия Человека Божия. Монастырь неоднократно горел. Время его расцвета связано с правлением Михаила Фёдоровича, а затем и Алексея Михайловича, патрональным святым которого, как и обители, был Алексий Человек Божий. Царствующий дом принял участие в оснащении собора, который был освящен в 1634 году.
В 1837 году монастырь был перенесен в Красное село, а на его месте было начато строительство Храма Христа Спасителя.