Икона входит в число сохранившихся до наших дней семи икон из праздничного чина церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Братцево. Братцево было вотчиной боярина Богдана Матвеевича Хитрово, возглавлявшего по 1680 год Оружейную палату. Церковь была построена в 1672 году. Для ее украшения были приглашены несколько ведущих мастеров Оружейной палаты. В 1922 году иконы чина были переданы из Братцева в Государственный Исторический музей, откуда в 1930 году поступили в Третьяковскую галерею.
Подпись автора иконы сохранилась частично, читается только имя «Андрей». Скорее всего, автором иконы был жалованный иконописец Оружейной палаты Андрей Ильин. В начале 1670-х годов Ильин вместе с другими иконописцами работал под руководством Симона Ушакова. Кроме того, среди жалованных иконописцев, работавших в это время с Симоном Ушаковым, Ильин единственный носил имя Андрей.
Икона «Сретение» принадлежит к иконографическому типу, широко распространенному в московской иконописи XVII века. Его отличительной особенностью является изображение шествия Богоматери, пророчицы Анны и святого Иосифа Обручника к святому Симеону Богоприимцу. В отличие от более ранних русских икон Сретения, где Младенца Христа чаще держит Богоматерь, в поздних иконах Младенец изображен на руках святого Симеона. Другой отличительной особенностью этого варианта иконографии является почти фронтальное изображение фигуры пророчицы Анны, в легком повороте к Иосифу. Такой иконографический извод был преобладающим в поствизантийской иконописи. Его выбор русскими живописцами XVII столетия объяснялся их ориентацией на греческие образцы.
Архитектурный фон на иконе отражает новые веяния и ориентирован на современное ему искусство. Наиболее ярко они выражаются в европеизированных формах ротонды. Лики с крупными чертами и широко раскрытыми глазами исполнены с использованием элементов «живоподобного» стиля.
Из всех икон братцевского чина именно «Сретение» в наибольшей степени близко по стилю к эталонному произведению праздничного чина – «Благовещению» Ушакова. Это свидетельствует о высоком мастерстве Андрея Ильина, хорошо знакомого с творческим почерком ведущего иконописца Оружейной палаты.