Распятие
Патрон шедевра
Георгий Зиновьев (упоминание 1667, умер 1702)
Распятие
1673
Размер - 56,5 x 43,5
Материал - дерево, левкас, паволока
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.14267
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Икона входит в число сохранившихся до наших дней семи икон из праздничного чина церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Братцево. Братцево было вотчиной боярина Богдана Матвеевича Хитрово, возглавлявшего по 1680 год Оружейную палату. Церковь была построена в 1672 году. Для ее украшения были приглашены несколько ведущих мастеров Оружейной палаты. В 1922 году иконы чина были переданы из Братцева в Государственный Исторический музей, откуда в 1930 году поступили в Третьяковскую галерею.
На иконе изображено Распятие Христово. Использованная Зиновьевым композиционная схема восходит к одному из вариантов иконографии Распятия, получившему распространение в византийском и западноевропейском искусстве с XIII века. В русской иконописи этот вариант иконографии встречается сравнительно редко. К отличительным особенностям этого извода относятся изображения предстоящих Иоанна Богослова, Лонгина сотника, а также святых жен, поддерживающих обессилевшую от скорби Богоматерь. Необычная поза Богоматери могла быть заимствована художником из западноевропейских гравюр.
Событие разворачивается на фоне града Иерусалима: за городской стеной с башнями представлены разные по форме сооружения и ротонда храма Гроба Господня. Со второй половины XVII века панорамы Иерусалима в русской иконописи сильно меняются благодаря широкому распространению описаний Святой Земли, сопровождавшихся видовыми гравюрами. Однако наряду с обращением к гравюрам мастер включает в панораму города и более знакомые ему архитектурные мотивы: городская стена с башнями отчетливо напоминает стены Московского Кремля, а некоторые городские постройки имеют фигурные кровли, типичные для древнерусского деревянного зодчества.
При соблюдении пространственной условности традиционного иконописного языка мастер посредством расстановки и незначительного изменения масштаба фигур вносит в изображение едва уловимую перспективу. К особенностям ранней творческой манеры Зиновьева можно отнести экспрессивно перекрученные края одежды, часто напоминающие по форме жгут. Личное письмо исполнено в «живоподобной» манере.
Георгий Зиновьев был учеником и последователем Симона Ушакова. Это повлияло на высокий уровень мастерства и обусловило стилистическую близость его иконы к «Благовещению» из братцевского чина.