Икона входит в число сохранившихся до наших дней семи икон из праздничного чина церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Братцево. Братцево было вотчиной боярина Богдана Матвеевича Хитрово, возглавлявшего по 1680 год Оружейную палату. Церковь была построена в 1672 году. Для ее украшения были приглашены несколько ведущих мастеров Оружейной палаты. В 1922 году иконы чина были переданы из Братцева в Государственный Исторический музей, откуда в 1930 году поступили в Третьяковскую галерею.
На иконе изображено центральное событие евангельского повествования – Воскресение Христово и Сошествие во ад. В основе иконографии – один из традиционных вариантов, получивший распространение в русском искусстве с XIV века под влиянием византийских образцов. Попирающий врата ада Христос выводит из преисподней ветхозаветных праведников во главе с Адамом и Евой. Христос держит за руки обоих прародителей, что было в большей степени характерно для византийского и поствизантийского искусства. Еще более необычно для русской иконописи расположение ангелов с Орудиями Страстей в ложбинках горок. Ближайшие иконографические аналогии братцевской иконе обнаруживаются в поствизантийском искусстве. Иконописец Оружейной палаты мог видеть подобные иконы, присылаемые греческими монахами к царскому двору, и позаимствовать отдельные элементы из этих образцов.
Лики исполнены в традиционной манере без «живоподобия». Колорит иконы, построенный в основном на сочетании охристых, зеленых и киноварно-красных тонов, перекликается с общей гаммой ансамбля.
Имя автора иконы не сохранилось, однако на основании некоторых живописных приемов можно сделать предположение о его ярославском происхождении. Типы ликов, характер личного письма, рисунок белильных складок и горок с острыми лещадками находят определенное сходство в произведениях ярославской иконописи середины – третьей четверти XVII века.
Икона «Воскресение – Сошествие во ад» представляет весьма показательный пример художественной адаптации провинциального мастера, приглашенного на работу в Оружейную палату.