Святая Троица (Гостеприимство Авраама)
Вторая половина XVI века
Размер - 75,2 x 60,5
Материал - дерево, левкас
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.14481
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Икона относится к редкому иконографическому типу с диагонально расположенным столом, вокруг которого располагаются три сидящих ангела и прислуживающие им праотцы Авраам и Сарра с сосудами в руках. Ангел, восседающий во главе стола слева, благословляет склонившегося перед ним Авраама. Кресчатый нимб и монограмма указывают на то, что именно этот ангел символизирует вторую ипостась Святой Троицы – Сына Божия Иисуса Христа. Ангел, сидящий справа, благословляет коленопреклоненную Сарру и склоняется к ней – от него она получает благовестие о будущем рождении сына.
Источником для такого необычного иконографического решения могли послужить изображения, иллюстрирующие начальный текст девятой главы книги Притч Соломоновых – «Премудрость созда себе дом», с такой же диагональной формой стола-трапезы. Этот мотив присутствует уже в самой ранней из сохранившихся древнерусских композиций на этот сюжет – фреске церкви Успения на Волотовом поле 1363 года. С подобными композициями икону сближает и развитой архитектурный фон: палаты Авраама представлены здесь в виде храма с куполом и крыльцом-портиком на тонких колонках. Такое сооружение могло восприниматься как символический образ дома или храма, построенного Премудростью.
Непосредственным прототипом для публикуемого памятника, вероятно, послужил средник местного образа главного иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске – иконы «Святая Троица (Гостеприимство Авраама), с библейскими сценами», созданной до 1579 года. В обеих композициях совпадают не только иконографические схемы, но и позы и жесты персонажей, фон и даже почти все цвета одежд. Некоторая упрощенность рисунка, яркость и насыщенность локальных цветов, а также плотные контрастные моделировки в личном письме позволяют рассматривать публикуемую икону как реплику средника местного образа Благовещенского собора в Сольвычегодске, написанную не ранее второй половины XVI века.