Иконописец изобразил великомученика Георгия в момент его решительной битвы с драконом. Георгий левой рукой удерживает поводья белого коня, а правой разит выползающего из озера змия. Величественная фигура святого исполнена мощи и силы, но его спокойная, застывшая поза кажется более подходящей для молитвенного предстояния, чем для битвы. Единственная динамичная деталь композиции – вздымающийся красный плащ Георгия.
«Чудо Георгия о змие» принадлежит к числу самых популярных сюжетов древнерусской иконописи. Сказание об этом чуде повествует о том, как святой воин спас жителей некоего города от змия-дракона, пожиравшего юношей и девушек, в тот самый момент, когда жертвой чудовища должна была стать дочь правителя.
Примечательно, что сюжет, первоначально входивший в состав развернутых житийных циклов в храмовых росписях, в древнерусской иконописи получил самостоятельную жизнь. Единоборство Георгия с чудовищем воспринималось не просто как одно из деяний святого, а как наглядное выражение длящейся на протяжении всей христианской истории борьбы с силами зла. В наиболее ранних русских иконах на этот сюжет, относящихся к XIV–XV векам, преобладает лаконичный вариант иконографии, представляющий только самого Георгия в виде всадника, поражающего копьем змия. В более позднее время иконописцы начинают отдавать предпочтение развернутым композициям с подробным изображением всех деталей Сказания: спасенной принцессы, которая ведет усмиренное чудовище, города, на стенах которого представлены его жители во главе с правителем, а также пещеры или озера, где прятался дракон.
Икона из собрания Третьяковской галереи принадлежит к краткому иконографическому изводу. К нему добавлена только одна деталь – ангел, возлагающий на главу воина мученический венец. Этот традиционный мотив увенчания мученика становится особенно популярным в русском искусстве XVI столетия.