Произведение представляет собой сложную символико-аллегорическую композицию, содержание которой раскрывает надпись: «Домостроительство Божие от Рождества Христова до Второго Пришествия».
В центре иконы изображено «Древо Иессеево» – генеалогия Христа. В его основании – миниатюрная фигура спящего Иессея, отца царя Давида. В обрамлении ветвей древа – фигуры праотцев и пророков, предсказавших пришествие Мессии и Его рождение от Девы Марии из рода царя Давида. В руках они держат символы своих пророчеств. Моисей изображен с Неопалимой купиной, пророк Исайя – с клещами с горящим углем, пророк Аввакум – с горой, праотец Иаков – с лестницей, царь Соломон – с храмом, первосвященник Аарон – с Сионом.
Следующий этап генеалогии Христа – сцены из земной жизни Богородицы. В ветвях древа представлены «Зачатие Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение» и «Успение». Композиционно выделено «Введение во храм». Над этой сценой развернута лента с текстом: «Пречистый храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией сегодня вводится в дом Божий».
На самой вершине древа изображена Богоматерь, держащая перед собой Предвечного Младенца. Она представлена как Царица Небесная, с пальмовой ветвью – символом вечной жизни – в руках.
По левому полю иконы идет вьющаяся лоза с античными изобразительными мотивами. В кругах, созданных изгибами лозы, помещены изображения античных философов и поэтов, а также мифологические сцены. По «античной» части древа спиралью вьется лента с текстом родословия Иисуса Христа по Евангелию от Матфея.
На правом поле иконы изображено истинное «Древо Жизни» – Крест с распятым на нем Христом. «Распятию» предшествуют евангельские сцены: «Рождество Христово», «Проповедь Иоанна Крестителя о покаянии», «Богоявление». На нижнем поле иконы – композиция «Страшный суд». На углах иконы – образы евангелистов. По верху нижнего поля идет надпись: «Работа Космы Лавриота в 1874».