Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов изображен старцем с глубоким сосредоточенным взглядом. Он представлен погрудно, в трехчетвертном повороте вправо. Правой рукой Иоанн касается уст. Этот жест, означающий молчание, перстосложением напоминает именословное благословление.
Иоанн Богослов был любимым учеником Христа. Именно к нему относятся слова Евангелия: «…ученик, которого любил Иисус» (Ин. 19: 26). Именно Иоанн «возлежал у груди Иисуса» на Тайной вечере (Ин. 13: 23, 25) и был единственным учеником, присутствовавшим при Распятии Спасителя. На иконе апостол предстает как особый избранник, которому дано знать тайны Божественного Откровения. Его замкнутые уста – это безмолвие беседующего с Богом, тайна Премудрости Божией, которая столь велика, что не может быть изреченной.
Изображение Иоанна Богослова в молчании получает распространение в русской иконописи в XVI–XVII веках. Эта иконография сложилась на основе двух источников. Первый – изображения апостола с книгой и письменными принадлежностями за написанием Евангелия. Второй – изображения Иоанна Богослова на Патмосе, диктующим слова божественного Откровения своему ученику Прохору. Оба типа хорошо известны по византийской и древнерусской книжной миниатюре и иконописи.
Монументальность форм, суровость образа, в построении которого главенствует линия, так же как и любовь к орнаментике, проявившаяся в узорах полей и нимба, – все говорит о создании иконы в русских северных землях, находившихся под сильным влиянием новгородской культуры.