Истоки иконографии образа «Что тя наречем» лежат в европейском христианском искусстве XV века. В основе – апокалиптический образ «Жены, облеченной в солнце», описанный в текстах новозаветной книги «Откровение Иоанна Богослова»: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12: 1).
В России данная иконография называется по-разному: «Жена, облеченная в солнце» и «Что тя наречем» или «Благодатное Небо». Широкое распространение получил вариант названия «Благодатное Небо», связанный с прославлением иконы Архангельского собора Московского Кремля, написанной царскими мастерами в последней четверти XVII века. По преданию, икона Архангельского собора являлась списком с древнего византийского образа, привезенного в Москву, по одной версии Софьей Палеолог, женой великого князя московского Ивана III Васильевича (1440–1505), по другой – Софьей Витовтовной, женой великого князя московского Василия Дмитриевича (1371–1425). Название «Благодатное Небо» образ Архангельского собора получил от текста молитвы, расположенного вокруг изображения: «Что Тя наречем, о Благодатная, Небо возсия еси солнце правды…». Эта молитва читается на церковной службе 1-го часа. Соединение богородичной молитвы, которой торжественно освящается начало дня, с изображением стоящей на тонком серпе-месяце в сиянии света Богоматери с Младенцем, наиболее полно выразило символику этого образа.
Икона «Что тя наречем» (Благодатное небо), написанная Кириллом Улановым и Алексеем Квашниным, иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля, в 1708 году, принесена в дар храму при Третьяковской галерее. Имеет на верхнем поле более позднюю надпись «Богоматерь Виленская». Происхождение иконы неизвестно.